Системный интегратор

Церковно-приходские школы Забайкалья (ХIХ-нач.ХХ вв.)

Церковно-приходские школы Забайкалья (ХIХ-нач.ХХ вв.)

Церковно-приходские школы имеют свою довольно интересную историю, она тесно связана с принятием христианства на Руси, когда распространяется просвещение народа "книжным учением".

В истории развития церковно-приходских школ отразилась, в некоторой степени, история России. В разные ее периоды административных реформ ощущается и подъем просвещения, и спады, зачастую не имевшие положительного значения для школы. Школа и духовенство преследовались, сводилось на нет обучение, пересматривались программы, переходили к обучению по западно­европейским образцам, затем возвращались к старым методикам и программам.

Наибольшего расцвета достигла церковно-приходская школа во время царствования Александра Ш (1881-1894), когда духовенство "вновь призывается к образованию народа, школы увеличиваются в количестве, улучшаются в качестве и получают живое направление в духе церковности".

Александром Ш в 1884 году были утверждены "Правила о церковно-приходских школах", на которых была наложена резолюция: "Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле". В этом документе были отражены основные правила, программы, инструкции, а также определена структура обучения. В каждой епархии были образованы училищные советы и их отделения по уездам, организован школьный надзор.

В Иркутской епархии, которая включала в себя Иркутскую губернию и Забайкальскую область (Забайкальская область раски­нулась на 486,615 кв.верст и делилась на 8 округов: Читинский, Акшинский, Нерчинский, Нерчинско-Заводской, Верхнеудинский, Селенгинский, Троицкосавский, Баргузинский. Население его состав­ляло в кон. XIX в. 447,843 чел., из них православное достигало до 300,648 чел.), был образован училищный совет, создана сеть церковно-приходских школ.

В конце XIX века церковно-приходских школ по Иркутской епархии насчитывалось 138, школ грамоты 199, школ начальных и других ведомств около 150. По Забайкальской же области церковно-приходских школ насчитывалось 75, обучалось в них 1093 мальчиков и 263 девочек. Например, в Троицкосавске в начале XX века из 9 учебных заведений, 3 составляли церковно-приходские школы: Ус­пенское училище, Покровская школа и третья - Троицкосавская, по­строенная на средства Коковиной. Преподавательский состав этих школ составляли священнослужители соборных и приходских церквей. По Иркутской епархии исполняли обязанности учителя: 18 священников, 10 диаконов, 42 псаломщика, 50 учительниц и 17 особых учителей. Из числа 87 учителей, 11 человек закончили курсы в Иркутской духовной семинарии, 6 окончили Учительскую семинарию, 5 имели право учителя начальных школ, 9 окончили курсы духовных училищ. Таким образом, треть преподавателей школ состояла из духовных лиц, а остальная часть учителей - получившие светское образование.

Финансирование церковно-приходских школ шло из нескольких источников, значительная часть поступала из средств Государственного казначейства в соответствии со сметой Святейшего Синода. Православное миссионерство. Приходское попечительство, волостные и сельские общества в статью расходов своего бюджета включали соответствующие суммы денег на содержание школы, а также не оставляли своим вниманием нужды школы и частные лица.

Например, по Епархиальному училищному совету от Иркутского Казначейства в 1890 году поступило для церковно-приходских школ 10.000 рублей. Или же, по городскому бюджету Троицкосавска 1900 года, составляющего 66.112 руб.24 коп., израсходовано на народное образование 15.936 руб.78 коп., что составило 24,1 процента из всех городских средств.

Обучение в школе длилось от 5 до 9 месяцев, режим работы школы зависел от многих обстоятельств, от готовности к занятиям учебных классов, наличия учителей, а также занятости школьников в осенне-полевых работах в семье.

Обеспечение школьными принадлежностями и книгами цер­ковно-приходских школ осуществлялось с книжных складов Епар­хиального Училищного совета, в 1890 году на складе имелось 15.012 экземпляров Святого Писания, приобретено 9.113 экземпляров посо­бий для чтения. Учебники и книги высылались в школы бесплатно. В библиотеке школ имелись книги по закону Божию, по русскому языку, арифметике, истории, сельскому хозяйству, пению и музыке, а также журналы.

Преподавание школьного курса велось согласно школьных программ, утвержденных епархиальным училищным советом. Во всех школах в учебное время проводились утренние молитвы по ча­сослову или краткому молитвослову, большое внимание уделялось преподаванию священной истории, истории церкви, истории и гео­графии России. Велось преподавание Закона Божия, где учащиеся усваивали молитвы, догматы православной религии и обряды церкви, церковного служения. В целом, преподавание церковно­славянской грамоты прививало детям необходимое понимание церковной речи, давало возможность принимать участие в богослуже­нии. В программе предусматривалось преподавание естественных наук и математики, чтобы дать детям полный курс начального обра­зования.

Музыка преподавалась во всех школах, на уроках пения ученики пели и напевами, и восьмиголосным пением, которое ценилось в музыкальной культуре, как выражение высокого профессионального мастерства.

Духовно-нравственное воспитание, прививаемое в церковно­приходских школах, не утратило значения и по сей день. Так, в "обычаях в училище" писалось: "придя в школу, каждый ученик занимал место, указанное ему учителем:

Данное тебе учителем кое место,

Тут житие твое да будет вместно,

Дружного меда не восхищай,

И товарищей своих не утесняй.

Двери школы входя и исходя,

Тихо и благоискусно отворяй и затворяй.

 

Роль учителя подчеркивала его главенствующее положение в учебно-воспитательном процессе, ставила во главу угла. Действительно, учитель школы достигал цели обучения-воспитания души, чтобы у ребенка сложилось цельное миросозерцание, укорененное в православии, все родители хотят, чтобы у них дети были благочестивыми, хотят видеть с их стороны почтение и послушание, хотят, чтобы они выросли добродетельными и полезными для общества.

Среди требований, предъявляемых учащимся, находим рекомендации, где подчеркивается бережное отношение к книгам, учащимся напоминалось о том, что кто с книгой обращается небрежно, тот невежда.

Деятельность школ находилась в ведении Попечительского совета, куда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входящие в состав церковно­приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов.

Положение с помещением для школ по всей епархии в кон. xix века было довольно сложным. Из 138 церковно-приходских школ епархии, собственное помещение имели 82 школы, для 20 школ здание нанималось за деньги родителей или приходского общества, 25 школ помещалось в домах священнослужителей, а также в домах, принадлежащих частным лицам, в 11 школах учащиеся обучались в церковных сторожках. Школ, удобных для ведения занятий, таким образом, насчитывалось 76, неудобных 62.

Например, в отчете отмечалось , что у Ташеланской школы нет приличного помещения, учащиеся занимаются в церковной сторожке, вытесняя караульного, и в Ара-Киретской станице положение такое же с помещением, хотя школа уже существует 10 лет,

Несмотря на плохие условия с помещениями для церковно­приходских школ со стороны епархиальных зодчих уделялось значительное внимание оформлению их зданий. Существовали типовые проекты школ, издавался, как руководство по проектированию и строительству: "Примерный план церковно-приходских школ", разработанный Н.Никоновым, архитектором Санкт-Петербурга, под редакцией "Церковных ведомостей". Положение со зданиями улучшилось, в какой-то мере, за счет строительства на частные пожертвования купцов и крестьян.

В 1892 г. супруга потомственного гражданина Кяхтинской первой гильдии купца и кавалера М.Шишмакова, Варвара Шишмакова построила для Чемуртаевской школы здание стоимостью в 1000 рублей, заведена классная мебель, пожертвована икона в серебряном окладе и киоте, с лампадой, а на содержание школы она отпускала ежегодно от 100 до 120 рублей.

В Кабанске было отстроено каменное здание в церковной ог­раде для школы, на пожертвования купца Красикова в 1888 г. Верх-неудинский купец Борис Золотарев построил в селении Хонхолой очень хорошее помещение для церковно-приходской школы с отдельным, весьма удобным помещением для учителя. Школа была открыта с 1 января 1896 года, стоимость помещения составила 2.309 руб. с квартирой для учителя. Состоятельный купец Верхнеудинска Н.И.Голдобин построил в двух селах, в Нижнем Убукуне и в Куйтуне, здания для школ.

Строили на свои средства и крестьяне, так, в селе Верхние Тальцы Степан Филиппов, построил здание стоимостью в 900 рублей, были личные пожертвования и со стороны духовенства, для Троицкой школы при Селенгинском монастыре перестроено монастырское здание на средства настоятеля Иринарха.

Не были в стороне от пожертвований и административные структуры того времени. Верхнеудинская Городская дума в память и в ознаменование воцарения и бракосочетания их императорского Величества Государя Николая Александровича и Государыни Александры Федоровны отвели бесплатно участок земли для второклассной церковно-приходской школы, на постройку которой пожертвовали 5000 рублей.

Помимо церковно-приходских школ в городах и селениях с русским православным населением открывались школы в местах расселения бурят, где были миссионерские станы.

Таким образом, церковно-приходские школы хоть и не охватывали поголовным и обязательным обучением, но давало реальное право выбора для желающих учиться, для свободного развития личности. История церковно-приходских школ Забайкалья еще требует исследования: какую роль сыграли они в развитии народного образования, насколько были насыщенными программы и учебники. Но известно, что сеть церковно-приходских училищ и школ была признана одной из лучших в России. В связи с расформированием церковных институтов по всей России, Советом Народных комиссаров в 1917 году церковно-приходские школы были упразднены.