История православной церкви в советский период (1917)
Е.С. Митыпова
"История православной церкви в советский период (1917)
Взаимоотношения церкви и государства со времени установления Советской власти были определены основополагающим декретом, принятым 20 января 1918 г. Совнаркомом РСФСР "О свободе совести, церкви и религиозных обществах", впоследствии известным под названием "Об отделении церкви от государства".
Еще в июне 1917 года в Москве на Всероссийском съезде духовенства и мирян князь Трубецкой, когда возник вопрос об отделении церкви от государства, предупреждал, что отделение церкви от государства - есть полное упразднение церкви, которое не должны допустить. Эти прогнозы, как мы убедились, на самом деле оправдались в действительности в полной мере
Безусловно, этот декрет встретил определенное противодействие со стороны духовенства, знаменитое послание патриарха Тихона, не согласного с этим декретом и политикой Советской власти, положило начало непримиримой борьбы государства с церковью. Созданная в апреле 1918 года Междуведомственная комиссия при Наркомюсте по внедрению и применению декрета, положила начало процессу отделения, хотя эта комиссия просуществовала недолго -до 1924 года, но результаты были оглушительными: в европейской части России совершались аресты священников, казни, расстрелы, разгон монашеской братии с монастырей и изъятие церковных ценностей. Пришлось явные перекосы в политике сглаживать, так появилось циркулярное письмо ЦК РКП(б) за подписью И. Сталина в 1923 году, где говорилось о воспрещении необоснованных закрытий церквей и запрете арестов религиозного характера".
Процесс запрещения церкви продолжался под руководством Наркомата внутренних дел в соответствии со 170 статьями ведомственной инструкции, практически церковь была поставлена вне закона государства, шло строгое ограничение деятельности религиозных организаций. К примеру, циркуляр ВЦИК 20-х годов, направленный местным органам, предписывал: "Воспретить на религиозных собраниях и съездах сектантов обсуждение и решение вопросов, не имеющих отношения к религии и религиозному культу, как-то вопросов: экономических, политических, культурно-просветительских.
Хотя Русская православная церковь приняла определение "Об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания", но и это решение не смогло остановить маховик государственной машины, поставившей целью уничтожение храмовых сооружений и изъятие культовых ценностей.
В Забайкалье же реальное воплощение декрета в жизнь развернулось в полную меру только после отступления войск Колчака и атамана Семенова. Репрессивные меры коснулись в первую очередь священнослужителей, относящихся враждебно к Советской власти. К примеру, священник Харацайской церкви Зуйков Дмитрий Алексеевич на допросе отвечал, что к факту прихода Советских войск в Джидинский район отнесся враждебно, когда продовольственные комиссары изымали излишки продовольствия у населения, агитировал, чтобы не сдавали продукты, прятали и говорил, что Советская власть долго не просуществует. За проведение контрреволюционной агитации был арестован и препровожден в Иркутский губчека. За участие в заседании городской думы при решении вопроса о вводе китайских войск в Кяхту для противодействия Красной армии настоятель Успенской церкви Чернышев Александр Арсеньевич, наряду с другими членами думы; был арестован. По такой же схеме за пособничество белой армии и японским войскам был арестован Пляскин Евгений Иванович, священник села Шергино Кабанского района, хотя на допросе отвечал, что на предложение японцев о предоставлении здания храма для ночлега войск им было отказано.
Неизвестно количество священников, подвергшихся арестам за монархические взгляды и поддерживающих войска белой армии, по всей вероятности, значительная часть была арестована, также многие ушли вслед за белой армией в Китай и Монголию.
Следующим шагом в деле воплощения декрета в жизнь стало разделение духовенства на обновленцев и староцерковцев (тихоновцев), сторонников патриарха Тихона. Обновленческое движение, скорее всего - организованный раскол, предпринятый государством среди духовенства всех конфессий с 1922 года, внесший сумятицу во внутрицерковную жизнь. Здания храмов и религиозные
общины уже подразделялись на обновленцев, относящихся лояльно к существующей власти и староцерковцев.
По данным статистики по Российской федерации на 1928 год (без автономных республик) Русской православной церкви (тихоновцам) принадлежало 29.584 церквей и соборов, из них было передано другим организациям 601 молитвенное здание, а неиспользуемых было 423. Обновленцам принадлежало 3.411 церквей, из них другим организациям 31, неиспользуемых 16. Эти данные составлены НКВД РСФСР на основании информации (зачастую неполной) местных органов Наркомата (128).
По Бурятии соотношение обновленческих и староцерковных храмов было таким же как и по Российской федерации. Из восьми православных храмов в городе Верхнеудинске, три относилось к обновленческому толку - это Одигитриевский кафедральный собор, Спасская церковь и Свято-Вознесенский храм за рекой Удой. Это разделение, безусловно, было формальным, так как духовенство пыталось хоть каким-то образом сохранить действующие церкви.
Насколько непростое было положение у духовенства, принадлежащего к обновленцам, постоянно находящегося под пристальным вниманием административных органов новой власти, пользующейся методами силового давления видно из протокола допроса архиерея Троицкой церкви города Кяхты Георгиевского Георгия Петровича в 1927 году:" У меня как Викарного епископа Постановления обновленческого съезда нет, а имеется Деяние Всероссийского собора 1923г., в котором власть существующая признается доступной преклонения, как данная Богом, заботящейся, главным образом, о бедных и обездоленных и о равенстве всех и никаких намеков на отношение верующих к Коммунистической партии не имеется. Компартия - партия политическая, а мы с политикой ничего общего не имеем."
В 1929 году за подписью Кагановича направляется на места специальное письмо "О мерах по усилению антирелигиозной работы", которое фактически поставило церковь вне закона , в это время так и не был законодательно решен вопрос о религиозных культах, а ограничивались инструкциями, предписаниями.
Начинается массовое закрытие церквей под различными предлогами, например, что религиозные общества запоздали с регистрацией, здания не ремонтируются и т.д.
По Бурятии первыми закрываются наиболее крупные церкви в городах и на железнодорожных станциях, на взгляд новой власти, занимающих ключевые позиции для ведения контрреволюционной деятельности. Одним из первых был закрыт Одигитриевский кафедральный собор, по мнению членов ликвидационной комиссии, зданию храма грозил обвал, так как появилась трещина от фундамента до колокольни. По Постановлению ЦИК БМАССР от 1 ] ноября 1929 года здание собора ликвидировано со всем имуществом. Действительно, в 1870 году появилась трещина в результате землетрясения, но как известно до сих пор это здание служит обществу. С 1929 по 1934 годы здание собора занимали рабочие курсов стройкадров, которые были мобилизованы для строительства промышленных предприятий г.Кяхты, стоящего на самой границе с Монголией. Эта церковь закрыта постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8.1929 года, а редкостная и чудотворная икона Споручницы грешных сдана на хранение в государственный банк.
Особой стороной в истории ликвидации церковных зданий явилось снятие колоколов и передача их для "нужд индустриализации", практически по всей России колокола с церквей были сняты и отправлены на переплавку. Так, по городу Верхнеудинску в течение двух дней пожарниками города были сняты колокола, в газете появилась заметка: "Колокола со всех церквей горда сняты. Промышленность получила около 16 тонн меди-лома.... колокола уже погружены в вагоны и отправлены как медь, лом в адрес рудметторга для использования в промышленности. Снято всего 30 колоколов, общим весом 1336 килограмм. С Вознесенской церкви сняты 4 колокола, с бывшего женского монастыря 7 колоколов, колокола с бывшего женского монастыря снимались под крики "ура" школьников и собравшегося населения. Сами монашки снимали колокола. В числе снятых колоколов с собора самый большой весом 1720 кг. и другой 1300 кг. Со Спасской церкви снято 7 колоколов, с Троицкой церкви 4 колокола и с костела 2 колокола", в связи с этой акцией, проводимой административной частью города, храмы остались без колоколов, наверное, поэтому Спасская церковь спустя несколько лет была взорвана. Старожилы помнят, что в начале 1936 года ее взорвали, обломки храма еще долгое время лежали по подворьям. Сегодня старожилы вспоминают, что после всех этих событий, в 1936 году было большое наводнение в городе, воды реки Уды в пойменной части вышли из берегов, высота воды достигала до 1 метра. Или же в Турунтаевской церкви не могли в течение двух дней снять колокола, и когда только, видимо, попросили чужого человека для села, тогда сняли, а на крестах остались зазубрины.
Вслед за этими церквями закрывается Мысовский женский монастырь, с тридцатью из семидесяти пяти монахинями оставшимися к этому времени, три монастырских здания конфисковано и Успенская церковь монастыря отдана под народную школу. На этой же станции была еще одна церковь Платоно-Николаевская, где священники были арестованы, а один из них, Зорин, покончил жизнь самоубийством. Для закрытия привлекли школьников, якобы протестующих против церкви, сняли кресты и колокола, водрузили на храме красный флаг. В Селенгинско-Троицком монастыре в это время Восточно-Сибирский крайздрав совместно с Буркомздравом развернул санаторный лагерь и подписал арендный договор сроком на 10-14 лет.
Миссионерские церкви по Бурятии закрывались в это же время, без проведения особых заседаний комиссий и обследования зданий. Тункинские двенадцать православных церквей указали количество верующих в 1923 году: в Мондах-114 чел., в Туране-9, в Шим-ках-501, в Тунке 1538, в Гужире 298 и т.д., но несмотря на указанное количество верующих эти церкви были закрыты почти одновременно. Таким же образом обошлись с пятью церквями Еравны: Погромнинской, Укырской, Сосновоозерской, Поперечинской и Романовской, хотя во всех этих церквях вел богослужения только один священник Литвинцев.
Участь небольших деревянных часовен, расположенных вдоль дорог и трактов, на погостах была попросту предрешена, просто сметались с дороги. Так, часовня во имя апостолов Петра и Павла, построенная на берегу реки Уды при въезде на улицу Станичная, принадлежавшая Михайло-Архангельской общине, была снесена без оформления каких-либо документов.
Таким образом, значительная часть православных храмов была закрыта к 1930 году. Некоторые церкви, их религиозные общины отстаивали свое право на существование в течение нескольких лет. Так обстояло дело с Баргузинской церковью. Сначала был арестован настоятель церкви Бельцов и здание церкви опечатано, на эти действия властей подала телеграмму-жалобу прихожанка церкви на имя Сталина. Разбирательство шло достаточно долго, сохранились всевозможные объяснения представителей административных органов, что храм закрыт на законных основаниях, что автор телеграммы сгущает краски и никакого произвола нет. Наконец, в 1938 году отправляется Народным комитетом финансов БМАССР секретный циркуляр председателю Баргузинского исполкома о том, что на территории Баргузинского аймака 8 православных церквей, которые необходимо опечатать. Только в 1939 году выходит Указ Президиума Верховного Совета БМАССР о закрытии Спасопреображенского собора в Баргузине, но протокольные строки собрания, состоявшегося при ликвидации храма донесли до наших дней боль за судьбу соборной церкви. Так, жители говорили, что нельзя допустить, чтобы иконы разбрасывались по дворам и оградам, а прихожанин Илья Колмаков утверждал, что Бодон отдал церковь и голоден, Читкан тоже отдал церковь и тоже голоден, мы отдадим церковь и будем голодны.
В 1940 году закрывается последняя православная церковь на территории республики, это Троицкая церковь. Дело в том, что практически все священники этой церкви были арестованы в 1930-1931 годах в связи с контрреволюционной деятельностью, как гласят протоколы допросов. Очевидно, хотели провести громкий процесс о вооруженном выступлении против Советской власти, в котором непосредственно участвовали священники, а также жительница города Улан-Удэ Мария Дмитриевна Кулакова, неоднократно обращавшаяся с жалобами к властям, в том числе и к Калинину.
Это вооруженное выступление должно было начаться в 1931 году, как утверждают органы НКВД, предполагалось остановить железнодорожное сообщение от станции Мысовой до станции Верхнеудинск, к восстанию было подготовлено 450 человек, резерв до 1000 человек. В состав руководящего ядра входил церковный староста Спесивцев (19). Насколько это было вероятно, но известно, что восставшие должны были выступить под флагом Михаила Архангела с лозунгами: "Не трогать коммунистов и комсомольцев, не оказывающих сопротивления", "Долой Советскую власть", "Все партии легально", "За президента и республику".
В результате обвинений в попытке переворота все священники Троицкой церкви, наряду с другими, были подвергнуты жесточайшим пыткам. Так, дьяконы церкви Мороков Захарий Иокинфович и Зуйков Дмитрий Алексеевич, не выдержав сроков следствия, умерли до суда, а Перфильев Василий Поликарпович был доведен до тихого помешательства, когда следователь рвал на нем бороду, спалил её, колотил его головой об стенку. Настоятель церкви Яковлев Василий Николаевич был посажен в тюрьму со своей женой Верой Ивановной.
По Бурятии, таким образом, было достигнуто исполнение декрета об отделении церкви от государства. Практически к 1932 году были закрыты православные храмы в городах и селениях, а в тех храмах, которые не были запрещены, фактически не проводились богослужения, в связи с отсутствием священников.
При ликвидации церкви, как религиозной организации, здания храмов передавались в так называемое безвозмездное пользование государству и народу, в протоколах комиссий каждое здание отдавалось под "культурные нужды" населения, некоторые деревянные сооружения перевозились на другое место для строительства, а наиболее ветхие сносились.
По городу Улан-Удэ Одигитриевский собор передан для курсов стройкадров, Спасская церковь взорвана, Михайло-Архангельское подворье Посольского монастыря отдано под трудовую школу. Троицкий храм - под склады кинопроката, в ведение городского сада, Свято-Вознесенский храм - под столовую общественного питания служащих кожевенного завода, Иннокентьевская часовня в центре города - в павильон для продажи пива, церкви при тюремном замке - под лазарет красного креста (больница), церковь Нижнеберезовского гарнизона были переданы по ведомствам.
Если понятно, каким образом обошлись со зданиями церквей, то в отношении архива и документации церквей и монастырей государство, на наш взгляд, сделало более нравственный шаг, сохранив все документы, так как благодаря этому акту, мы можем сегодня ознакомиться с историей церкви края. Таким образом, было положено начало формированию государственного архива.
Помимо принятия Декрета об отделении церкви от государства, было принято несколько декретов и законодательных актов, которые повлекли за собой уничтожение традиционно сложившейся системы образования, освящения брака и семьи, рождения и смерти человека. Декрет о земле, принятый на Втором всероссийском съезде Советов (1917), коснулся монастырского и церковного землевладении, так подрывалось экономическое состояние церкви. Было принято постановление о передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению, также в светских школах было запрещено преподавание закона Божия.
Как известно, система образования в дореволюционной России состояла из государственных, церковно-приходских и частных учебных заведений, это постановление разрушило систему церковно-приходского образования. Из ведения церкви убирались вопросы освящения брака и семьи на основании декрета "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния" (1917). Здесь государство заявляло о своем праве в жизнеустройстве каждого человека, от его рождения и до смерти.