ПОВЕСТВОВАНИЕ О ВТОРОМ ОБРЕТЕНИИ МОЩЕЙ СВТ. ИННОКЕНТИЯ, ПЕРВОЕПИСКОПА ИРКУТСКОГО, СИБИРСКОГО ЧУДОТВОРЦА
О.В. Бычков
ПОВЕСТВОВАНИЕ О ВТОРОМ ОБРЕТЕНИИ МОЩЕЙ СВТ. ИННОКЕНТИЯ, ПЕРВОЕПИСКОПА ИРКУТСКОГО, СИБИРСКОГО ЧУДОТВОРЦА
К сожалению, наше обыденное сознание скептически воспринимает реальное проявление благодати Духа Святаго. В душе мы жаждаем чуда, но в мирской суете теряем надежду оказаться сопричастниками его. Испокон, в назидание нам, во укрепление веры нашей, Господь через своих угодников и святых являет зримые знаки Своей милости и благости. Так было раньше. Происходит это и сейчас. Подтверждением сего стало второе явление мощей свт. Иннокентия, Сибирского Чудотворца, 2 сентября 1990 г. в Иркутске и последовавшие за этим события.
Земные труды свт. Иннокентия
Свт. Иннокентий, в миру Иоанн Иоаннович Кульчицкий (Колчицкий) родился в семье дворян Черниговской губернии между 1680-1682 гг. Учился в Киево-Могилянской духовной коллегии, переименованной в 1701 г. в Академию, которую окончил не позднее 1709 г. В Киево-Печерской лавре будущий Святитель в 1708 г. принимает монашеский постриг с именем Иннокентий в честь прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1521 г.). Здесь же он был посвящен в иеромонаха. В 1710 г. свт. Иннокентия вызывает в Москву Рязанский митрополит Стефан Яворский, тогдашний местоблюститель Патриаршего престола. Владыка Стефан, учительствовавший в Киевской академии, определяет своего бывшего студента преподавателем словесности Московской Славяно-греко-латинской академии. Целых 9 лет Святитель отдал делу воспитания будущих священнослужителей.
Но в 1719 г. по указу Петра Великого свт. Иннокентия с должности префекта Академии (второго лица после отца-ректора) переводят в Санкт-Петербург в Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. В новой столице его ждет ответственное назначение. Царь Петр, выиграв войну со шведами на суше, решил добиться русского господства и на Балтийских водах. Для укрепления духа членов экипажей морских и гребных судов вводится институт флотского духовенства. Поэтому «...были назначены на корабли: в 1719 г. 29 иеромонахов с двумя обер-иеромонахами: префектом Гавриилом и гребного флота префектом Иннокентием (Кульчицким), в 1720 г. - 30 иеромонахов...».1
После двухлетней службы на море следует новое назначение. В присутствии Петра Первого 5 марта 1721г. свт. Иннокентий был хиротонисан с титулом епископа Переславского и с особыми полномочиями отправлен в далекое «Хинское царство». В марте 1722 г. Преосвященнейший Иннокентий прибывает в Иркутск. Затем с немногочисленной свитой уезжает на Байкал в Селенгинский острог, где до января 1725 г. томится в ожидании разрешения китайского правительства на проезд в Пекин. Там он должен был возглавить православную духовную миссию и оказать противодействие иезуитам, укрепившимся при тогдашнем китайском императорском дворе.
Однако, промыслом Божьим Святителю было определено иное служение. Весной 1725 г. он возвращается в Иркутск и поселяется в Вознесенском мужском монастыре, где претерпевает клеветы и обиды от бывшего настоятеля монастыря архимандрита Антония (Платковского).
Указом Св. Синода в январе 1727 г. свт. Иннокентий назначается первым самостоятельным епископом Иркутским и Нерчинским. Заступив на кафедру, Иркутский Первоепископ высоко поднял нравственность местного духовенства, являя собой пример доброй христианской жизни. Заботясь о христианских жителях вверенной ему епархии, Святитель не забывал и о иноверных ее обитателях: бурятах и тунгусах. При нем без силы и злой воли шло обращение в Веру Христову народов, кочевавших по обе стороны Байкала. В 1728 г. свт. Иннокентий преобразовал «мунгальскую школу» Вознесенского монастыря в богословскую славяно-русскую. Согласно Духовному Регламенту Феофана Прокоповича сюда стали набирать «...детей духовенства и монастырских служителей для приготовления к священно-церковно-служительским должностям».2
Вот строчки из жития угодника Божия: «Любя труд, Святитель Иннокентий, как самый простой послушник, нередко участвовал в полевых работах на монастырских землях, вместе с другими ловил неводом рыбу, расчищал монастырские дорожки. За трудом он проводил иногда ночи, занимаясь шитьем чирок (кожаных туфлей). Эти чирки предназначались для учеников его школы»3
Владыка Иннокентий явил себя мудрым администратором. Именно в эти годы начинается претворение в жизнь планов Петра Великого по изучению Восточной окраины Империи. В Сибирь направляются академические экспедиции. Самую большую - Первую Камчатскую (1728-1731) возглавляет капитан Витус Беринг. Свт. Иннокентий, знавший нужды флота, знакомый с Берингом, оказывал всяческое посильное содействие экспедиции. С тем, чтобы улучшить ее снабжение хлебом, сукном и холстом, подводами и сплавными судами, Святитель не единожды ходатайствует перед Св. Синодом о приписке к Иркутской епархии Илимска, Якутска, Охотска и всех монастырей Восточной Сибири. В год смерти свт. Иннокентия - в 1731 г. Иркутская епархия становится самой обширной в России, охватив площадь в 6,5 млн. кв. километров с 73 церквами и 7 монастырями.4
Земная жизнь Святителя полна неожиданностей. Монах и педагог, утешитель православного воинства в морских баталиях и миссионер-просветитель Центрально-Азиатских народов, распорядительный архипастырь и, наконец, Святитель, стяжавший благодать Духа Святаго и пребывающий в сонме угодников Божьих.
Первое обретение мощей свт. Иннокентия
Почил свт. Иннокентия 27 ноября (10 декабря) 1731 г. и был погребен в склепе под алтарем деревянной Тихвинской церкви Вознесенского монастыря. В 1766 г. случилось чрезвычайное событие.
Потребовался ремонт Тихвинской церкви. При работах в алтаре обнаружилось, что мощи Владыки Иннокентия не только не пострадали от сырости, но его останки оказались нетленными. Как отмечает иркутская летопись, с 1766 по 1800 гг. именем свт. Иннокентия свершилось 61 исцеление болящих, и об этом сохранились достоверные документальные известия. В сентябре 1800 г. иркутские жители обратились к своему епископу Вениамину с ходатайством об открытии нетленных мощей Святителя. Тогда же сенаторы Ржевский и Левашов, проверявшие перед этим Иркутскую губернию, подали рапорт Императору Павлу I о чудесных мощах, увиденных ими в Иркутском монастыре. Св. Синод направляет для освидетельствования мощей в начале 1801 г. в Иркутск Преосвященнейшего Иустина, епископа Свияжского, викария Казанской епархии. Доклад Владыки Иустина Св. Синоду был однозначным: благоухающие нетленные мощи свт. Иннокентия чудодейственным образом исцеляют немощных. В 1801-1803 гг. было еще 24 случая чудотворения от мощей, что подтверждалось Иркутской духовной консисторией.5
В силу описанных выше обстоятельств, 28 ноября 1804 г. Высочайшим Указом Императора Александра I и Св. Синода свершилось прославление святых мощей Иннокентия Первоепископа Иркутского в сонме Всероссийских святых.
9 февраля 1805 г. из Иркутска по льду Ангары в Вознесенский монастырь прибыл крестный ход во главе с правящим архиереем Вениамином, епископом Иркутским и Нерчинским и всем градским духовенством. Здесь при огромном стечении народа, войск, казаков состоялось прославление и перенесение мощей свт. Иннокентия из усыпальницы Тихвинской церкви в Вознесенский собор монастыря. День этот, отмеченный в Российских Святцах, в последующие годы знаменовался выносом мощей из собора и крестным ходом вокруг монастыря.
«Сибирским Богом» звали его крестьяне. День свт. Иннокентия - 26 ноября, во многих сибирских селах, слободах и городах был престольным праздником. Имя Иннокентий стало одним из самых популярных в сибирских Святцах. При пострижении в монахи 29 ноября 1840 г. протоиерей Иоанн Вениаминов, будущий апостол Америки и Сибири, митрополит Московский и Коломенский, просил свт. Филарета Московского переименовать его на Иннокентия в память первого епископа Иркутского. До сих пор в далекой Тофаларии, затерявшейся в горных отрогах Восточных Саян, пожилые тофы трепетно вспоминают о том, как их родители, завьючив оленей и собрав их в большой аргиш (караван), отправлялись в конце зимы в долгий путь. Шли они в Иркутск поклониться мощам Сибирского Чудотворца и испросить у него небесного ходатайства и заступничества за свой маленький, крещенный во Христе, народ. Свт. Иннокентий был и остается небесным покровителем Китая, стран и народов Восточной Азии.
В Вознесенском монастыре, в Тихвинском храме размещался церковный музей. Многочисленные паломники могли видеть личные вещи и книги, переписанные рукой Иркутского первосвятителя. Во многих городах Сибири содержались приюты во имя свт. Иннокентия. Существовало и плодотворно труждалось Православное Иннокентьевское братство. На том месте, где находится сейчас здание АО «Иркутскэнерго», в середине прошлого века стараниями иркутян была поставлена часовня во имя свт. Иннокентия. По преданию, здесь некогда стоял дом иркутского мещанина М. А. Елизова, где останавливался Святитель, приезжая в Иркутск из Вознесенского монастыря. Но все это кануло в Лету...
Святотатство
В студеном январе 1920 г. фронты Гражданской войны докатились до патриархального Иркутска. Здесь, в Приангарье, белая армия прошла самый тяжкий отрезок своего Голгофского пути - Великого Сибирского Похода, начавшегося в декабре 1919 г. под Мариинском. Чудом большая часть белого воинства, обмороженная, но избежавшая плена, прорвалась по льду Байкала на восток. Сей героический прорыв осеняли воинские хоругви с образами свт. Иннокентия и Софрония, епископов Иркутских. Более того, настоятель Вознесенского монастыря благословил идущих на смерть за Русь Православную скуфьей свт. Иннокентия, хранившейся до этого события в резном киоте в Тихвинской церкви монастыря.6
В марте 1920 г. в Иркутск входят части 5-ой рабоче-крестьянской Красной Армии. Сразу же новая власть в лице председателя Восточно-Сибирского губисполкома Мартемьяна Рютина повела борьбу с Церковью. Решением первого съезда Советов Восточно-Сибирского края от 24 января 1921 г. была создана комиссия по вскрытию раки с мощами свт. Иннокентия и публичного «разоблачения» чуда. Вскрытие святых мощей прошло в присутствии церковного клира и мирян. Иркутская ВЧК и губернские власти, боясь справедливого гнева сибиряков, ревностных почитателей своего небесного заступника, тайно отправляют его мощи в Москву. Здесь они поступают в распоряжение товарища Шифмана, директора выставки-музея по охране здоровья Наркомздрава РСФСР.
В начале 1920-х гг. музей Наркомздрава, размещенный на Петровке, 14, уже принял около 60 православных святынь - печальный результат беззаконного вскрытия мощей в разных уголках многострадальной России. До конца 1920-х гг. продолжалось разорение рак в церквях и монастырях. Быстро пополнялась «коллекция» этого чудовищного музея. Стоит лишь кратно перечислить мощи тех святых, что выставлялись здесь для праздного обозрения: св. Анны Кашинской, свт. Иоасафа Белгородского, свт. Феодосия Черниговского, прп. Серафима Саровского, Свт. Иоанна Тобольского, прп. Симеона Верхотурского.7 Но вот в начале 1930-х гг. музей упраздняется. На долгие годы теряются следы мощей свт. Иннокентия.
Обратимся в нашем повествовании за помощью к музейным работникам. Приведу рассказ сотрудницы Ярославского историко-архитектурного музея Елены Андреевны Анкудиновой, записанный с ее слов в 1991 г.: «Кажется, еще в начале 1988 г., когда шла подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси, один из западных «радиоголосов» сообщил, что в Ярославле от верующих прячут мощи благоверных князей Федора Смоленского (1299 г.) и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Эти мощи были хорошо известны и имели музейную атрибутацию. Без лишних хлопот их передали Православной церкви. Но рядом с ними находилась еще одна витрина с мощами, в ногах которых помещалась табличка: «Естественно мумифицированный труп человека». Кто это был - мы не знали. Мощи переходили просто из рук в руки, от одного музейного хранителя к другому. И мне так передали: «Это Федор, Давид и Константин. А это неизвестно кто». Хранились они без инвентарного номера. И исчезни вдруг мощи, никто бы не спросил, где они».
Музейные старожилы поведали Елене Андреевне, что мощи появились в Ярославле в 1939 г. в связи с открытием в храме Ильи Пророка антирелигиозного музея. Во время Великой Отечественной войны музей закрыли, а мощи оставались в церкви до начала 1960-х гг. При Хрущеве - Богоборце, в ярославских партийных «верхах» пошли разговоры о том, что и им следует внести свою лепту в борьбу с «культами». Храм Ильи Пророка, стоящий на центральной площади города, готовили к сносу. Мощи же всех святых собирались сжечь. Но Господь не попустил святотатства над мощами своих угодников. Нашлись среди музейных работников люди православные, крепкие духом, готовые претерпеть за веру Христову. Они-то, от греха подальше, под покровом ночи на руках перенесли все мощи в церковь Николы Надеина.8 Там и хранили их.
После возвращения Ярославской епархии мощей блгв. кн. Федора, Давида и Константина приехал в музей тогда еще епископ Костромской и Галичский Александр. Разыскивал он мощи прп. Геннадия Костромского и Любимоградского (1565 г.) и надеялся, что они-то и остались в храме Николы Надеина. Но описание мощей прп. Геннадия, составленное при их изъятии в Костроме в 1920-х гг., не соответствовало увиденному.
По промыслу Божьему все годы пребывания святых мощей в Ярославле их упорно называли «Сибирской мумией». Священнослужители высказывали предположение о том, что возможно это и есть мощи свт. Иннокентия. Широко бытовала и иная точка зрения. Считалось, что мощи Святителя находятся в Музее религии и атеизма в Ленинграде. Документальное подтверждение обеих гипотез отсутствовало.
Возвращение Святителя
Все же документы, подлинные документы, прямо касающиеся свт. Иннокентия, нашлись. Хранились они в Иркутске, в фондах областного краеведческого музея. Готовясь в начале 1988 г. к выставке «Сокровища сибирских церквей в собрании музея», его сотрудники обнаружили и анатомическое описание мощей, и фотофиксацию процедуры их вскрытия в январе 1921 г.
В сентябре 1988 г. тогдашний правящий архиепископ Иркутский и Читинский, Высокопреосвященнейший Хризостом посетил выставку. У витрины с облачением свт. Иннокентия, некогда изъятым из ризницы Тихвинского храма Вознесенского монастыря, Владыка, сокрушаясь об утрате святых мощей, поведал присутствующим о ярославской догадке.
Велика же была радость всех, когда тут же выяснилось, что идентификацию можно провести благодаря документам из музейного архива.
Копии были сняты и высланы в Ярославский музей-заповедник. В мае 1989 г. в Ростове Великом проходил Второй Всесоюзный фестиваль колокольного искусства. Впервые приняли в нем участие иркутские звонари. Сюда же прибыла заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского музея Е.А. Анкудинова - подвижница в деле возрождения колокольных звонов на ярославской земле. Она-то, будучи музейным хранителем мощей, и подтвердила тождественность описания 1921 г. и «Сибирской мумии». Особенно запомнилось ей отсутствие фаланги одного из пальцев на руке Святителя.9
Но как мощи оказались в Ярославле? Существует легенда, более похожая на правду. В конце 1920-х гг. Советское правительство усилило антирелигиозную пропаганду, доведя ее фактически до открытой борьбы на уничтожение религиозных чувств у собственного народа. Думается, нет нужды приводить здесь печальные цифры закрытых приходов, рисовать картины разорения храмов, говорить о расстрелянных и сосланных священнослужителях. Именно тогда со всеми св. мощами решили поступить кардинально просто. Где-то в 1929-30 гг. Наркомздрав СССР распорядился сжечь их. И тут вмешался народный комиссар просвещения А. В. Луначарский, в ведении которого находились тогда музеи Советского Союза. Он выступил за сохранение исторического достояния страны. Свой поступок нарком мотивировал достаточно материалистично. Поскольку мощи персонифицируются с реальными людьми, жившими несколько столетий назад, то, по мнению просвещенного наркома, мощи могли бы стать объектом антропологического и археологического изучения специалистами из Государственной Академии истории материальной культуры (позже Академия была преобразована в Институт археологии АН СССР). В последующем один из сотрудников Академии, кстати, учившийся и работавший в 1920-х гг. в Иркутске, прославился именно в этом разделе «полевой археологии», вскрывая могилы и склепы в Кремле, в монастырях и даже в далеком Самарканде.
Итак, вмешательство А. В. Луначарского дало положительный результат. В 1939 г. мощи свт. Иннокентия получили «прописку» в Ярославском Антирелигиозном музее Наркомпроса РСФСР. Пребывание их в Ярославле после 1943 года было обставлено менее оскорбительно. Обнаженные, прикрытые лишь бумагой, они все же не выставлялись для праздного обозрения. Святые мощи находились в фондохранилище в церкви Николы Надеина под стеклянным колпаком. Именно в таком виде застал их правящий Иркутский архиерей Преосвященнейший Вадим, прибывший в Ярославль 12 марта 1990 г. для освидетельствования мощей.
Господь вновь явил чудо. 69 лет поругания и небрежения к святыне не смогли разрушить нетленные мощи свт. Иннокентия Иркутского. Члены двух комиссий и от 12 марта 1990 г., и от 9 августа того же года, люди светские, врачи, музейные работники, реставраторы, представители Ярославского Комитета по делам религии - все они были поражены крепости тела свт. Иннокентия. Медицинский акт от 9 августа 1990 г. фиксирует те же подробности, что мы находим в освидетельствовании 1921 г.
Накануне праздника Преображения Господа нашего Иисуса Христа 18 августа 1990 г., мощи свт. Иннокентия покинули последнее светское пристанище. Игумен Толгского Пречистой Богородицы монастыря отец Евстафий, священнослужители Иркутской епархии отец Сергий Кузнецов и отец Александр Белый-Кругляков перевезли их во вновь открытый тогда Толгский монастырь Ярославской епархии.
С благословения тогдашнего архиепископа Ярославского и Ростовского Платона, обнаженные мощи Святителя были покрыты архиерейской мантией. Монахини встретили святые мощи за воротами обители. Собравшиеся прихожане забросали дорогу цветами. Монахини приготовили и украсили гробницу. Надо отметить, что менее года перед этим событием в Толгском монастыре были явлены из-под спуда мощи свт. Игнатия Брянчанинова (1867 г.). После восстановления Покровской церкви монастыря его мощи некоторое время, до устроения раки, находились в буковом гробу. Сюда-то, по стечению обстоятельств, были положены вновь обретенные мощи иркутского Святителя.
После праздников Успения Пресвятой Богородицы и Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, 30 августа святые мощи в сопровождении о.Сергия и о. Александра отправились в Иркутск - к месту первого упокоения и последующего прославления. Процессия с мощами на руках вышла из монастыря под колокольный трезвон. Монахини-насельницы пропели тропарь и кондак свт. Иннокентию. С тех пор и поныне в Толгском монастыре на литиях среди местночтимых святых поминают и нашего Сибирского Чудотворца.
Но за воротами обители у возвращавшихся в Иркутск начались злоключения. Скорый поезд N 10 «Байкал» опаздывал. Его ожидали на первый путь. Прибытие объявили на второй. Однако вместо фирменного голубого состава пришел зеленый, заляпанный грязью, с надписями «Москва - Ереван».
Можно понять удивление и растерянность иереев. За 2-3 минуты перед отправлением дверь последнего 17-го вагона открылась и появился заспанный человек восточного типа в форме железнодорожного служащего. На вопрос: «Куда идет поезд?» - последовал ответ: «В Иркутск». Это и была долгожданная «десятка».
Гроб с мощами свт. Иннокентия все еще находился на перроне у здания вокзала, когда злополучный поезд тронулся. Невероятными усилиями, не без помощи сердобольных работников станции, удалось сорвать стоп-кран и остановить состав. В остававшиеся минуты успели не только принести мощи к поезду, но и уговорить проводника пустить батюшек с их необычным грузом в тамбур последнего вагона.
Следует протяжный гудок и состав набирает скорость. Но вскоре, вдруг, встает за Волгой, в ближайших к Ярославлю лесах. Там, на востоке, по пути следования сошли с рельсов два товарника. По расписанию, не случись задержки, именно иркутский «скорый» должен был проследовать по роковому перегону. Казалось, что не священники берегут бесценный груз, а сам Святитель хранит всех тех, кто находится в поезде.
Вот так, с опозданием на 8 часов, «Байкал» пришел на станцию Тайшет - первый большой транспортный узел на иркутской земле.
Оставим на время поезд N10 и перенесемся в Иркутск. Здесь и клирики, и церковный причт, и прихожане с нетерпением ждали возвращения мощей свт. Иннокентия.
Воскресным утром 2 сентября ограду Знаменского кафедрального собора заполнили люди. Приехали православные не только с приходов обширной Иркутской епархии, но были посланцы из Красноярска и Томска. Храм украсили белыми розами и хризантемами. Обрядили иконы, предназначенные для хода с мощами святого.
По расписанию поезд прибывал в 9.40 утра. Владыка Вадим еще в четверг через Комитет по делам религии предупредил областные власти о предстоящем молебне на перроне иркутского вокзала по случаю прибытия мощей свт. Иннокентия. Уже в 9.00 радостные и возбужденные люди, в основном молодого и среднего возраста, собрались на привокзальной площади. Пожилые ожидали мощи у храма. Однако характерной для всех «санкционированных мероприятий» картины с милицейскими нарядами и машинами ГАИ у вокзала не наблюдалось. Электронные часы отсчитывали последние минуты.
Их прошло 10, после расчетного времени прибытия поезда. Затем еще десять. Справочная вокзала дала задержку «десятке» на 8 часов. Тут-то и выяснилась причина столь либеральной обстановки у вокзала - без блюстителей порядка, отцов города. Вероятно, о том, что скорый поезд не придет вовремя, они знали заранее.
В кафедральном соборе после литургии Владыка объявил о том, что благодарственный молебен свт. Иннокентию будет отслужен в 5 часов вечера. Многочисленные прихожанки пожилого возраста, разместившись по лавочкам и скамьям, остались в ограде бывшего девичьего монастыря. Погода - ясный, светлый день, дарила радость людям. Днем пополудни выяснилось, что поезд нарушает график уже на 10 часов, затем на 12 часов.
День клонился к закату. Истомленные люди ждали. О причине опоздания диспетчеры не знали. Вот и в 21 час поезд не пришел. Можно было догадываться: вечер слишком светлый, а дачные поезда в конце воскресного дня подвозят весьма много любознательных горожан. И вновь «десятке» дают задержку на 2 часа.
Действительно, отставание на 14 часов удивительным образом констатировало с опозданием, например, почтово-пассажирского поезда «Москва-Благовещенск» всего на 1,5 часа. Все скорые поезда шли или по расписанию, или с задержкой в 15 минут. Даже главный диспетчер Восточно-Сибирской дороги потерял свой фирменный поезд. И только в самый последний момент выяснилось, что «Байкал» приходит на 20 минут ранее объявленного времени.
Скорее в автобус, скорее на вокзал. Успели-таки! Стойкие русские женщины сердцем почувствовали где он, семнадцатый вагон со святыми мощами. Свечи зажжены, молитва к Господу придает силы. Эта группа иркутских старушек, строгих женщин и стала ориентиром для тех немногочисленных встречающих свт. Иннокентия, что еще оставались на привокзальной площади в тот поздний воскресный вечер, почти ночь.
А тогдашние советские власти действовали вовсе без милиции, при минимуме официальных лиц.
Тормозные буксы остановили бег состава в 23.30 вечера 2 сентября 1990 г. Гроб со святыми мощами, под пение «Величания», батюшки на руках вынесли из вагона на перрон. Свершилось! Свт. Иннокентий, Иркутский Чудотворец, вновь окормляет Сибирскую землю. Все спешат приложиться ко гробу. У всех на глазах слезы радости. Преосвященный Вадим, епископ Иркутский и Читинский, здесь же совершил краткий молебен Святителю. Впереди была поездка по ночному городу к месту торжественного богослужения в Знаменском кафедральном соборе.
Владыка Вадим, несколько опередив процессию, успел облачиться в праздничное одеяние, и у святых ворот ограды храма, под праздничный трезвон всех колоколов возглавил торжественную встречу свт. Иннокентия. Так получилось, что священнослужители внесли мощи в ограду собора ровно в полночь. После крестного хода вокруг храма гробницу со святыми мощами внесли вовнутрь и установили у древней иконы Знамения Божьей Матери.10
Сразу же начался молебен на возвращение свт. Иннокентия в Иркутск. Люди преклонили колени и слезы искренней радости окропили лица. Глубокая ночь не отняла сил. Общая молитва, радость необычного события укрепляли душевный порыв православных. Чудо было явлено вновь. Как бы не было долгих лет забвения и глумления, сила гонимой Церкви была и остается в Вере.
Мало кто еще знал тогда, что сбылось в этот день видение уважаемого иркутского жителя Ивана Никитича Корюхова, явленное ему во сне 6 августа 1785 г. Записанное еще в прошлом, XIX столетии, оно в сентябре 1990 г. стало воистину пророческим! Сновидец за два века до сего дня предрекал - гробнице с телом Преосвященнейшего Иннокентия «...надлежит быть в Иркутском Знаменском монастыре».11
Спустя месяц свершилось событие, прямо связанное со свт. Иннокентием. Черным январским днем 1921 г. одежды и погребальные облачения свт. Иннокентия были отняты у Церкви и переданы в Иркутский краеведческий музей на спецхранение. Долгие годы никто, даже сотрудники музея, не подозревали о их существовании.
Как уже упоминалось выше, в достославную годовщину 1000-летия Крещения Руси в музее была открыта выставка, посвященная церковному декоративно-прикладному искусству. Здесь-то, впервые за долгие годы небытия были явлены одежды свт. Иннокентия. Так все увидели парчовую фелонь, расшитую речным жемчугом и украшенную вызолоченными бляшками. Предание связывает эту реликвию с именем Петра Великого, который подарил ее будущему Святителю во время его епископской хиротонии.12
В музее оказались и плащаницы из раки свт. Иннокентия, его архиерейская мантия, а также митра. Все это, включая поручи, епитрахиль, омофор и воздух, было торжественно передано Иркутской епархии 2 октября сотрудниками Иркутского музея.
Еще спустя один месяц в знаменательный для всего православного мира день чествования Казанской Иконы Божьей Матери в Знаменском кафедральном соборе после праздничной литургии произошло необычайное событие. Здесь надо вернуться все в тот же 1921 год.
До момента изъятия мощей из раки, в руке свт. Иннокентия был простой деревянный крест с распятием Господа нашего Иисуса Христа. Чудодейственным образом крест этот не был утрачен. Один из архимандритов Вознесенского монастыря, отец Герман, присутствовавший при вскрытии святой раки, вынул из рук Святителя крест с тем, чтобы спасти святыню от поругания. Когда судьба монастыря была уже предопределена, он передал крест на сохранение Галине Викторовне Черепановой, жительнице Иркутска, со словами: «Когда Святитель Иннокентий вернется на свое место, в Иркутск, ты должна этот крест вложить ему в руку, из которой он взят».13
Спустя многие годы крест с напутственной молитвой она отдала нынешнему архиепископу Керченскому Анатолию, викарию Сурожской епархии. Владыку Анатолия Галина Викторовна знала еще подростком, поэтому будет уместно обратиться к его воспоминаниям: «...После окончания Великой Отечественной войны Галина Черепанова переехала в Москву. Крест свт. Иннокентия она сохраняла в своей квартире.
В 1949 г. я поступил в Московскую Духовную семинарию, а затем в Академию, и более 20 лет прожил в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Ежегодно, в день памяти свт. Иннокентия, Галина Викторовна приезжала в Лавру, где в Академической церкви, мною совершалась праздничная служба Святителю.
В 1972 году я был посвящен в епископы и уехал в Литву, но всегда навещал Галину Викторовну, когда бывал в Москве. Она была уже пожилым человеком, и из-за болезни ног не могла выходить из дома. Я ее напутствовал и причащал. И я, и Галина Викторовна были очень близкими к архимандриту Псково-Печерского монастыря Иоанну (Крестьянкину). Она была его духовной дочерью. Когда она стала немощной и неспособной лично исполнить поручение архимандрита Германа, архимандрит Иоанн велел ей передать крест свт. Иннокентия мне. Таким образом, крест свт. Иннокентия оказался у меня».
Владыка Анатолий, иркутянин по рождению, перед отъездом к месту служения в Великобританию посетил Иркутск, с тем, чтобы выполнить завещанное ему - по возвращению мощей Святителя в Иркутск возложить крест в его длань.
Промыслом Божьим свершилось и это! После праздничной Литургии 4 ноября 1990 г. крест был помещен в гробницу свт. Иннокентия.
Верно выразил в те знаменательные дни чувства всех православных Преосвященнейший Вадим, епископ Иркутский и Читинский: «В январе 1921 года над святыми мощами совершили акт вандализма. Корни безнравственности, царящие в нашем обществе, идут от тех времен. Весьма знаменательно следующее: Святитель Иннокентий, человек высоконравственный и образованный, основал Иркутскую епархию в 1727 г. Тогда в этих краях царила анархия, процветали воровство и пьянство, убийства и насилие. Святитель Иннокентий приложил много сил, чтобы поднять нравственный уровень православных и, в первую очередь, духовенства, которое мало чем отличалось от окружающих их мирян. Возвращение свт. Иннокентия, его святых мощей по-своему символично: он явился к нам тоже в очень трудные времена, как и тогда, в 1727 году.
Ко свт. Иннокентию мы должны относиться, как к национальному достоянию. Очень радуюсь тому, что справедливость по отношению к нему восторжествовала. Святителю отче наш Иннокентие моли Бога о нас!»
Примечания
1. Рункевич С.Г. Александро-Невская Лавра. 1713-1913. СПб., 1997.-С. 154-155.
2. Виноградов А. Историческая записка об Иркутской духовной семинарии. Иркутск, 1879.-С.28.
3. Житие свт.Иннокентия, первого епископа Иркутского. Томск, 1876.
4. Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVIII-первая половина XIX вв. Иркутск, 1996.-С.34-35.
5. Иркутская летопись. (Летописи П.И.Пежемского и В.А.Кротова)/труды ВСОИРГО. Т.5. Иркутск,1911.-СС.172,181,182,183-185.
6. Скуфья свт.Иннокентия была сохранена полковым священником и вывезена затем им в Маньчжурию. Ныне эта святыня находится в алтаре Свято-Троицкого кафедрального собора в г.Сан-Франциско, США.
7. Подробнее о вскрытии в 1918-1919 гг. святых мощей и ликвидации священных останков повествуется в статье В.Ф.Козлова «Судьбы мощей русских святых»//0течество. Краеведческий альманах. Вып.2.М.,1991.-С.136-159.
8. Построенная в 1622 г. эта старейшая каменная посадская церковь Ярославля в честь свт. Николая, сохранившая в своем названии имя заказчика Надея Святешникова, связана с Сибирью. Епифаний Анреич по прозвищу Надей (Надежда) участвовал в ополчении Пожарского и Минина, в посажении на царство Михаила Романова. Церковь-памятник ярославскому ополчению 1612 г. строилась на деньги, вырученные «меховщиком» Святешниковым от торговли сибирской пушниной и от доходов с поставок товара в Сибирь.
9. Данная частица мощей свт.Иннокентия еще с прошлого века хранится в Знаменском соборе г.Иркутска в иконе-парсуне с ликом Святителя.
10. Решением Святейшего Синода Русской Праврславной Церкви день 2 сентября стал сибирским месточтимым праздником памяти второго обретения мощей свт.Иннокентия Иркутского.
11. Чудеса Святителя Иннокентия - первого епископа Иркутского. Иркутск, 1992.-С.12.
12. Тушью на полотняном подкладе фелони церковно-славянской вязью выполнена надпись, гласящая, что в 1726-1731 гг. ее носил ее Святитель Иннокентий
13. Из письма Высокопреосвященнейшего Анатолия (Кузнецова), архиепископа Керченского, викария Сурожской епархии от 19 июня 1997 г.