Системный интегратор

О наследии Селенгинского пехотного полка

Э.В. Демин

О наследии Селенгинского пехотного полка

Немного предистории описываемых далее разысканий.

В 1985 г., мне как ведущему и соавтору (вместе с журналистом О.Я. Кожевниковой) популярной в последующем программы бурятского телевидения «Ваше мнение?», все 16 передач которой (1985-1993 гг.) были посвящены популяризации и охране историко-культурного наследия Бурятии, привелось всерьёз приобщиться, в том числе, к уникальному прошлому и роли в истории Забайкалья первого поселения на Селенге – города Селенгинска. Тогда же, после выявления и осмысления значимости в отдельности и целом местных памятников истории и культуры, нами была высказана идея создания историко-архитектурного заповедника «Старый Селенгинск»1, полностью поддержанная специалистами и общественностью на специальной научно-практической конференции в г.Гусиноозёрске2.

В качестве одной из важнейших тем краеведческих поисков и экспозиций предлагаемого заповедника обозначилась тогда история и боевой путь Селенгинского пехотного полка, его отношения с Селенгинском, где он был сформирован и по которому назван, под именем которого сражался с Наполеоном, воевал с Турцией, защищал от англо-французов легендарный Севастополь, учавствовал во многих других военных действиях русской армии.

Тогда и обнаружилась связь между одной из могил на старинном кладбище Н-Селенгинска, практически забытым историческим очерком местного автора, очень почитавшейся когда-то селенжанами иконой Печерской Божией Матери и целым пластом былых отношений Селенгинска с русской армией. Сама возможность выявления этой, наглядно подтверждавшейся, связи воспринималась тогда проявлением удивительного промысла судьбы.

Среди многих полуразрушенных и обезличенных надгробий над самыми ранними могилами названного кладбища, сразу привлекала внимание вполне сохранившаяся кирпичная пирамида, завершаемая ажурным литым крестом. На бронзовой доске в перекрестии креста значится: «Селенгинский гражданин Г.А. Кондаков. Родился в 1808 году. Скончался в 1866 году»3. После дальнейших библиографических поисков, думается, что и нечего уже больше добавить к обозначенному на кресте высокому званию «Селенгинского гражданина» для покоящегося здесь автора единственных в своём роде исторических очерков на местные темы – «Историческая икона Божьей Матери в Селенгинске»4 и «Сказание о св. кресте, сохраняющемся в городе Селенгинске»5.

Первый из них позволил мне вскоре атрибутировать, как икону Печерской Божией Матери, в наше время вовсе забытую, очень старую икону, хранившуюся в фондах исторического Музея Бурятии. Тогда же, с разрешения музейных работников, эта икона была сфотографирована в черно-белом и цветном (диапозитивы) изображения. По результатам этой атрибутации, сотрудником музея З.Шагжиной была напечатана заметка6, а первые мои публикации снимка уникальной иконы состоялись лишь в 1992-м7 и 1993-м8 гг.

Прежде, чем подробнее рассказать об иконе-реликвии, замечу ещё, что, по сведениям селенгинских старожилов, связь Селенгинска с Отечественной войной 1812 г. на том же местном кладбище обозначали когда-то и сохранявшиеся могилы непосредственных участников этой войны, обезличенные потом в период нашего исторического беспамятства и культурного невежества.

Для восстановления утерянной памяти и целей дальнейшего изложения очень важны сведения об истории образования и первых десятилетиях Селенгинского пехотного полка, кратко представленные в старинной «Памятной книжке (…)», выпущенной к его 100-летию:

«1796 г.

41-й пехотный Селенгинский полк сформирован в царствование Императора Павла 1-го 29-го ноября 1796 года из 3-го и 4-го Сибирских полевых баталионов, в Восточной Сибири, в городе Селенгинске, и назывался первоначально «Селенгинским мушкетерским полком».

Полк состоял из двух баталионов и двух гренадерских рот.

Первым шефом полка был генерал-майор Аршиневский, а полковым командиром – полковник Лебле.

1811 г.

В 1811году полк назван «пехотным», в этом же году полк выступил из Сибири в Европейскую Россию.

Отечественная война – 1812 г.

1812 г.

В 1812 году французский Император Наполеон 1-й, собрав несметныя силы, вступил в пределы нашей земли, разливая повсюду огонь и опустошение. Весь русский народ, от мала до велика, не исключая даже женщин, вооружился против врага, почему война называется Отечественною.

Селенгинский пехотный полк входил в 1812 году в состав 23-й пехотной дивизии и участвовал в Отечественной войне в следующих делах:

13 июля в сражении под Островной, 6 августа – под Смоленском, где понёс значительныя потери убитыми и ранеными, в числе последних был шеф полка, полковник Мещеряков, 7 августа – у дер. Заболотье, 25 и 26 августа - в бою у села Бородина, 6 октября – в ночной экспедиции при атаке неприятельскаго лагеря у с. Тарутина, 12 октября - под г. Малым-Ярославцем, 22 октября – в сражении при Вязьме, 5-го и 6-го ноября – в бою под Красным. За доблестное участие в компании 1812 года Государь Император Александр 1 Всемилостивейше пожаловал Селенгинскому пехотно му полку первое отличие «Гренадерский бой».

1813 г.

В 1813 году Селенгинский полк в составе 3 дивизии, армии графа Витгенштейна, назначенной для присоединения к астрийской армии в Богемии, преследовал отступающего врага и участвовал в следующих делах:

С 30 июля по 1 августа был в числе войск, блокировавших кр. Модлин.
10 августа – в сражении и партизанских делах при м. Альтенбурге.
11 и 12 августа преследовал неприятеля к гор. Дрездену.
13, 14 и 15 августа – в сражении под стенами гор. Дрездена.
27 и 28 августа – в сражении при м. Допе.
30 августа – в сражении при д. Полиенсдорфе.
28 сентября – при м. Борно.
3, 4 и 6 октября – под Лейпцигом.
14 декабря – при блокаде крепости Киль.
16 декабря полк вступил во Францию.

1814 г.

21 января 1814 г. участвовал в сражении у гор. Мери.
5 февраля – г.г. Мармонтан и Нанси.
1815 г.
4 октября полк вернулся в Россию.

Война с Турцией 1828-1829 гг.

1828 г.

29 апреля 1828 года полк, в числе прочих войск, переправился через р. Прут, а 30 апреля подошел к Бухаресту.
9 июля участвовал в обложении крепости Силистрии, здесь был ранен командир полка, полковник Ступаков.
Ночью 9 августа рота селенгинцев бросилась в штыки и остановила наступление неприятеля на нашу позицию.

1829 г.

5 мая 1829 г. полк участвовал в сражении нападения на позицию у Эски-Арнаутлара. В этом кровопролитном сражении был убит начальник дивизии генерал Рындин.
30 мая – в поражении турецкой армии у Кулевчи.
6 и 7 июля – в делах при переправе через р. Камчик.
8 и 9 – полк совершил переход через Балканы.
11 – участвовал в пленении гарнизона крепости Мисемврии.
31 – в сражении под Сливною.
7 августа полк, в числе прочих войск, приблизился к Адрианополю, а 2-го сентября, по заключении с турками мира, выступил в Россию.

За отличия, оказанныя в Турецкую войну 1828 и 1829 гг., высочайшим приказом полку пожалованы знаки на головныя уборы с надписью «За отличие»9.

О ратных делах воинов сибирских полков, в том числе Селенгинского, и отдельных сибиряков в Отечественной войне 1812 г. много писалось в прошлых и современных публикациях. Интересен очерк 1883 г. о майоре А.В. Камаеве, который 15-летним юношей в составе Селенгинского полка участвовал в сражении под Смоленском10. Некоторые сведения об этом и других эпизодах войны с Наполеоном можно найти в «Истории Бурятской АССР» 1954 г. и в очерках 1971 и 1987 гг. А.В. Дулова12, а собрание военных документов – в издании «Из боевого прошлого русской армии»13.

Героические дела Селенгинского полка при обороне Севостополя и история обретения им иконы Печерской Божией Матери документально описываются в названном выше очерке Г.А. Кондакова. Его автор так предваряет первое послание граждан Селенгинска сражающимся воинам полка: «В 1854 году, как только дошла весть до г. Селенгинска о геройских подвигах на Дунае соименному сему городу Селенгинского пехотного полка, селенгинские граждане сейчас собрали по добровольной подписке 211 р. сер. и препроводили их в пользу раненых этого полка при следующем письме:

«Удалённые на шеститысячно-вёрстном расстоянии от сердца России, мы, граждане селенгинские, поздно узнаём о тех событиях, которые волнуют наше любезное отечество, но узнавая поздно, мы не менее разделяем общия чувствования, одушевляющие народ русский. Все приносят в жертву отечеству посильныя приношения: кто на предстоящия приготовления военныя, кто в пользу воинов, кто для успокоения раненых. Несмотря на бедность нашего полуразрушеннаго и малолюднаго города, мы не можем отстать от прочих соотчичей, но не имея возможности принести большую жертву, ограничиваемся подпискою в пользу раненых славнаго и храбраго Селенгинскаго пехотнаго полка, ознаменовавшаго себя в настоящую войну 23-го числа октября прошедшаго года в упорном бою при Ольтенице и тем возобновляющаго воспоминание россиян о существовании нашего города, бывшаго некогда первенствующим в Забайкальском крае. Да будет лепта сия, как лепта убогой вдовицы, не от избытка, а от чистаго сердца принесена на священный алтарь нашего любезнаго отечества»14.

О втором послании селенгинских граждан пишется: «Через два года Селенгинский полк отличился на новом боевом поприще в Крыму. Граждане селенгинские сделали вторичную подписку, по которой собрали 234 р. серебром и отослали их при новом письме к подвижникам:

«Храбрые селенгинцы! Когда слава о ваших богатырских подвигах, с берегов Дуная, достигла до нашего отдалённаго городка Селенгинска, мы, сочувствую общему увлечению, принесли на алтарь отечества посильную лепту в пользу раненых ратных сотоварищей вашего полка. Теперь эта же стоустная слава донесла до нас весть о новых геройских делах ваших на новом боевом поприще, где вы, ночью, с 12 на 13 марта, содействуя защите Севостополя, беспримерной в военных летописях, с бесстрашием и непоколебимою отвагою, свойственною только русскому солдату, в глазах изумлённаго неприятеля воздвигли укрепление, оградили редут грудью своею, как гранитною стеною. Царь, Отечество и история одни могут наградить вас за такие подвиги!

Мы же, мирные жители Селенгинска, только можем удивляться и молить Всевышняго и его Святаго Угодника Георгия, да сохранит Он нас под сению своего святаго знамени и ниспослёт новыя победы. Как ничтожнейшую дань нашего удивления к доблестям вашим, мы, мирные селенгинцы, просим храбрых селенгинцев принять посильное наше приношение. Пусть оно будет каплею мёда, услаждающею труды вашей боевой жизни»15.

В ответе полка на оба письма, полученном в Селенгинске 10 июля 1856 г., писалось:

«Почтенные граждане города Селенгинска! В самый тяжкий период Севастопольской защиты, в августе прошедшаго года, когда редели ежедневно наши ряды, мы услышали ваш голос издалека, - привет нам соименных братий, голос, напомнивший нам, как смотрит на нас Отечество, вдохнувший в нас новыя силы, новую крепость!

Много жертв принесено войску во время настоящей войны всеми сословиями России; но мы не знаем жертвы, которая дала бы более права принявшим ею гордиться получением, чем жертва вами нам принесенная! Она, купленная потоками нашей крови, вызванная нашею славою, составляет честь нашу, нашу гордость! Мы приняли её во имя наших раненых товарищей, с тем восторженным чувством, с каким герои древняго Рима принимали венцы присужденные им народом.

Мы не отвечали вам, граждане Селенгинска, доселе потому, что хотели за вашу жертву отблагодарить вас приношением. Благому Провидению было угодно помочь осуществлению нашего желанию.

Одно приношение мы вам сделали 27-го августа прошлаго года, в тот незабвенный момент, когда мы трупами англичан завалили исходящий угол 3-го бастиона, именуемаго союзниками Большим Редантом, и вместе с нашими камчатскими товарищами не только вырвали из рук врага победу, но нанесли ему совершенное поражение.

Другое приношение мы вам делаем теперь вместе. На берегу речки Черной, в нескольких верстах от Севастополя, насупротив той местности, на которой происходила наша первая битва с союзниками 24-го октября 1854 года, в подножии скалы, увенчанной развалинами древняго Инкермана, известнаго в истории за 1500 лет до Р.Х., существуют пещеры, в которых, как говорит предание, в 90 годах по Р.Х. Св. Клемент, Папа Римский, проповедывал слово Божие диким обитателям края. У одной из этих пещер иссечен в скале скит и церковь Божия, лицем обращенная к позиции врагов, будто чудесный щит православия, принявшая на себя множество их смертоносных стрел, направленных на нас. Один из ударов этих принят Божественным Образом сим Печерской Богоматери, обмененным нами в разбитой обители Инкерманской. Мы вам его приносим, граждане города Селенгинска, да хранясь в Соборном храме вашем, напомнит он отдалённому потомству, что мы, носящие имя вашего города, сделали имя это страшным гордому Западу на высотах Инкерманских, во рвах Селенгинскаго редута и на высотах Большаго Реданта»16.

Далее Кондаков описывает всеобщее торжество обретения городом драгоценного дара Селенгинского полка:

«Присланная при этом письме по почте икона, принята была с глубоким благоговением и с общим восторгом всех обитателей Селенгинска от большаго до малаго! С крестным ходом внесли Её в Покровскую церковь, и по совершению в сем храме Божественной литургии, принесено было Господу Богу благодарственное моление с провозглашением многолетия Государю Императору Александру Николаевичу и Его Августейшему Дому и Селенгинскому пехотному полку»17.

А вот очень важное для нас сегодня описание самой иконы:

«Присланная икона Печерской Божией Матери среднедревняго письма. Дска длиною 14 и шириною 12 вершков. Пресвятая Дева изображена в короне на седалище, которое с обеих сторон поддерживают Ангелы. Руки Богоматери положены на главах двух коленопреклоненных старцев, с правой стороны Антония, и с левой Феодосия, основателей Киевопечерской лавры. Лик Феодосия прострелен гранатою на вылет. Икона прислана в киоте, оклеенной дубовым деревом, покрытом политурою; рамы резныя, золоченыя по полименту. Но в 1859 году, от усердия как селенгинских граждан, так и иногородних, на икону устроена в Москве серебряная позлащенная риза, и ещё другая киота. По случаю сих заказов, самая икона посылалась в Москву, и возвращена в январе 1860 года. Риза с киотою и с доставкою обошлась в 470 рублей. Благоукрашенная историческая икона стоит теперь в Селенгинской Покровской церкви за правым клиросом»18.

Нам удалось найти ещё одно документальное свидетельство высокопатриотических настроений в Селенгинске того времени и выявить одного из организаторов сборов добровольных пожертвований. В письме от 4 июня 1855 г. из Селенгинска в Москву местного медика, друга и домашнего врача поселённых здесь декабристов М.А. и Н.А. Бестужевых, естествоиспытателя и Попечителя (с 1865 г.) Староселенгинского Спасского собора П.А. Кельберга19 к секретарю Московского Общества Испытателей Природы И.Б.Ауэрбаху содержатся следующие строки:

«У нас во всяком доме слышишь о делах в Севастополе, я воображаю, что у Вас в Москве. Обыкновенно купцы, когда подогреты шампанским, бывают очень щедры. Я пользуюсь этими минутами и всегда удаётся подбить их сделать пожертвования в пользу раненых»20.

Напомним и о более известных сегодня больших переживаниях в Селенгинске за Севостополь и положение России в Крымской войне, попытках помочь сражающейся армии изобретением оригинального ружейного замка, исходивших от декабриста Н.А. Бестужева21.

А о том, как высоко почиталась здесь в дальнейшем присланная из Севастополя икона, обнаруживается ещё одно подтверждение. В 1870 г. Селенгинск посетит епископ Селенгинский Мартиниан и бывшее здесь духовное торжество закладки каменного храма в Новом городе включало крестный ход к его местоположению от кладбищенской Покровской церкви22. В описании этого торжества содержатся строки:

«Молясь о здравии живых (…), а равно за убиенных воинов соименного городу Селенгинскаго пехотнаго полка: сию последнюю молитву вызывала находящаяся ныне в кладбищенской церкви икона Печерской Божией Матери, поднятая с крестным ходом, и во время закладки новаго храма поставленная на горнем месте главного алтаря, бывшая свидетельницею в Крымскую войну славной защиты Инкерманских высот Селенгинским, Якутским, Охотским и Камчатским пехотными полками, пораненная вражеской картечью. Она Селенгинским полком сменена в Инкерманской киновии и прислана в дар городу Селенгинску для украшения Собора. До времени сооружения Собора святая икона находится в кладбищенской церкви и ежегодно, в день чевствования иконы Печерской Божией Матери, гражданами города совершается панихида за убиенных на поле брани воинов Селенгинскаго пехотнаго полка»23.

В 1874 г. в «Слове (…)», сказанном священником Селенгинской Покровской церкви по случаю празднования 200-летнего юбилея города Селенгинска прозвучали и такие слова:

«В течении двухсот лет в нем, по неисповедимым судьбам Божиим, произошли большия перемены, он исполнил свое предназначение и квартирующее в нём войско передвинуто было на другой конец Российского государства, существующее и доныне под названием полков Тобольскаго и Селенгинскаго пехотнаго и других (…). Селенгинское воинство свято исполняло свой долг, всегда будучи готово положить жизнь свою за царя и отечество (…). Но нельзя, при этом, не умолчать и о современных нам, храбрых потомках их, воинах Селенгинскаго пехотного полка, от котораго вы имеете бесценный дар – св. икону Киево-Печерской Божией Матери. Она была прострелена неприятельскою пулею и одиннадцать месяцев была свидетельницею геройской защиты Севастополя. Полк прислал её вам в дар за ваши малыя приношения, сделанныя вами в пользу раненых воинов сего полка в тяжкую годину осады Севастополя и просил поставить её в соборе, дабы, взирая на сию св. икону, мы воспоминали в молитвах своих и храбрых воинов Селенгинскаго полка. Когда же всего более прилично помолиться о них, как не теперь, когда воспоминаем и предков их, охранявших некогда наш город»24.

В том же году другой селенгинский гражданин - Алексей Иванович Седов в своей «Летописи построения и событий г. Селенгинска (Забайкальской области) с 1674 по 1874 год» упомянет о сгоревшей в 1780 г. «Свято-Троицкой Селенгинскаго мушкетерскаго полка церкви, стоявшей среди верхней части города»25.

Эти бесценные для современных жителей Н-Селенгинска и всей Бурятии сведения о боевых заслугах Селенгинского пехотного полка могут быть дополнены из таких прошлых специальных изданий как «Военно-исторические очерки Крымской экспедиции» 1856 г. Аничкова26 и «Описание обороны г.Севастополя» 1868 и 1872 гг. Тоблебена27. В первом из изданий приводится, в том числе, карта Инкерманского сражения с указанием местоположения Селенгинского полка, в обоих изданиях описываются эпизоды неожиданного для противника создания прямо перед его позициями и героической защиты Селенгинским полком знаменитого Селенгинского редута.

Отмечу также, что в истории Селенгинского пехотного полка есть и страницы, рассказывающие об участии его солдат в революции 1905-1907 гг.28. После 1918 г. полк, как и вся прежняя армия, был расформирован.

В 1985 г., переписываясь, в связи с историей Селенгинского полка, с научным сотрудником одного из ленинградских музеев Н.В.Мигаевым, я узнал от него и такие интересные сведения:

«Оказывается название полка находится сейчас на мемориальной доске среди перечня других частей, отличившихся при обороне Севастополя в период Крымской войны. Эта мемориальная доска установлена на одном из зданий музея Черноморского флота. Там раньше был действующий собор. Кроме этого, по плану оборонительных сооружений, удалось найти местонахождение знаменитого Селенгинского редута. На месте бывшего редута, которое сейчас находится в пригородной зоне на противоположном берегу Севастопольской бухты, расположена теперь улица Жидилова (бывшая Абрикосовская), над Троицкой балкой, в районе Малахова кургана. (…). Как мне сказали старожилы, обелиск в наши дни не сохранился»29.

В 1987 г. Мигаев напечатает в журнале «Байкал» интересную статью30 о фактах «мушкетерской» предистории Селенгинского пехотного полка.

Считаю долгом рассказать здесь и других бурятских исследователях темы Селенгинского пехотного полка.

В 1968 г. в Севастополе побывает туристическая группа из Бурятии, из которой О.Моренец, опубликует по возвращению газетную заметку «Селенгинцы в… Севастополе»31, где коротко расскажет об истории и ратных делах Селенгинского полка и приложит фотографию памятника защитникам города в 1855-1856 гг., установленного там на ул.Селенгинской.

В том же году известный бурятский краевед А.М. Куртик напечатает небольшую статью, в которой обратит внимание на такие интересные факты:

«Безвестный казак Селенгинского полка спас от верной гибели адмирала Нахимова. (…). Имя Селенгинского полка высечено на стене Георгиевского зала в Кремле в ряду других доблестных русских полков полков. Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов проходил службу в Селенгинском полку»32.

В 1969 г. журналист В.И. Зоркин в статьях «Тайна лермонтовского мундира» и «М.Ю. Лермонтов в Селенгинском полку» расскажет о своих разысканиях, связанных с легендарным полком33.

Бурятский краевед А.М. Хлебников увлечённо занимался темой Селенгинского полка в 1969-м и последующих годах. В 1969 г., после посещения в качестве туриста Польши, он обратился с письмом к Маршалу Сейма ПНР, Председателю Общества советско-польской дружбы Чеславу Выцех, где писал:

«Мы посетили кладбище, где покоятся наши воины, отдавшие жизнь при освобождении Вашей страны от фашисткого ига. На этом же кладбище я видел четырёхгранный памятник-обелиск, установленный в честь воинов Селенгинского пехотного полка, погибших в войне с Наполеоном в 1812 году. Убедительно прошу Вас и Ваше Правление общества сфотографировать памятники воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны при освобождении ПНР и воинам Селенгинского пехотного полка, погибшим в 1812 году»34.

В ответе Хлебникову того же года содержалась просьба уточнить, в каком городе и на каком кладбище Польши он видел памятник воинам Селенгинского полка35. На что Хлебников сообщил:

«В настоящее время мне удалось найти фотографию памятника воинам Советской Армии, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. при освобождении Польши от фашистких полчищ (фото высылаю). Это памятник установлен в окрестностях г. Варшавы. Недалеко от указанного памятника (где-то в 100-150 м) должен находиться памятник обелиск воинам Селенгинского полка»36.

Сносясь с польскими официальными лицами, Хлебников одновременно вёл переписку и с отделом культуры Горсовета Севастополя. В обращении туда в 1969 г. он писал:

«В вашем городе имеется улица с наименованием «Селенгинская» и памятник защитникам Севастополя в войне 1854-1855 гг. Это памятник и Селенгинскому полку, бывшему в рядах его защитников. Мне, как краеведу-любителю Бурятии очень необходима иметь материалы для написания истории ратного пути Селенгинского пехотного полка, т. к. указанный полк был сформирован у нас в Забайкалье, в Селенгинске. Поэтому обращаюсь к вам с большой просьбой, - сделайте фотографии улицы Селенгинской, памятника защитникам Севастополя в войне 1854-1855 гг., а также фотографию мемориальной доски, установленной в часовне на кладбище в северной части города, где значится литер и Селенгинского полка, и вышлите мне»37.

В ответ на эту просьбу, Хлебникову было рекомендовано обратиться в городской фотокиноклуб Севастополя38. Лишь в 1987 г., в газетной статье «И память воздают потомки», краевед кратко обобщит свои разыскания по историческому наследию Селенгинска, в том числе и Селенгинскому полку39, где сошлётся и на статью А. Гуружапова40.

В конце 1980-х гг. темой Селенгинского полка занималась и журналиста Т.А. Нагаева, которая собрала по ней довольно значительные материалы. Интересен, полученный ею в 1987 г. от председателя районного общества охраны памятников Нахимовского райсовета Севостополя, ответ на её запрос:

«Селенгинская улица в Нахимовском районе, между ул. Бутырской и пл. Геннериха, появилась в списках улиц города в начале ХХ века. Названа в честь Селенгинского пехотного полка, учавствовавшего в обороне Севастополя в 1954-1955 гг. Полк был сформирован в 1796 году в г. Селенгинске. С началом Крымской войны он в составе 1-й бригады 11-й дивизии 4 пехотного корпуса русской армии находился в Крыму. 24 октября 1854 года учавствовал в Инкерманском сражении. С 5 ноября 1854 года по 27 августа 1855 года был в составе Севастопольского гарнизона. В феврале 1855 года Селенгинский полк под руководством генерала А.П. Хрущева за Килен-балкой построил редут, который был назван Селенгинским. До последнего дня обороны селенгинцы защищали Малахов курган и потеряли под Севастополем более 2800 человек. За героизм и стойкость, проявленные при обороне города, полк был награждён Георгиевским знаменем с почётной надписью «За Севастополь в 1854 и 1855 годах». В 1864 году полку присвоен общевойсковой №41. Улица Селенгинская одна из многих улиц города, названных в память о каких-либо событиях, героях первой, второй обороны Севастополя. Особых традиций на улице не существует»41.

В том же году Нагаева, в связи с Селенгинским полком, уточнявшая состав галереи лермонтовских портретов, получила ответ на своё обращение в Государственный Русский музей. Старшим научным сотрудником Б.А. Косолаповым сообщалось, что в собрании музея нет портрета, написанного С.К.Зырянко в 1840-м (1840-х) гг. Отмечалось также:

«Что такой портрет неизвестен ни специалистам-лермонтоведам, ни искустоведам-иконографам. До наших дней сохранилось пятнадцать прижизненных изображений Лермонтова, написанных Ф.О. Будкиным, П.Е. Заболотским, А.И. Клюндером, К.А. Горбуновым, Д.П. Паленом, самим поэтом, а также рядом неизвестных художников. Между тем, о портрете, созданном, как Вы предполагаете, С.К. Зырянко нет упоминаний ни в переписке Лермонтова, ни в переписке лиц его окружения. (См.: Портреты Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия.-М.,1981.-С.428-434)»42.

В газетном очерке 1990 г. «Редут отваги» Нагаева, рассказывая о легендарном Селенгинском редуте, сообщит и об обнаружении ею его неоднократного упоминания (без названия) в переписке из Севастополя знаменитого русского хирурга Н.И. Пирогова со своей женой43.

Завершая это изложение, важно обратить внимание на явно недостаточное внимание в Бурятии к историческому наследию легендарного полка русской армии, сформированного в Селенгинске, в том числе, из местных жителей, соименного ему и поддерживавшего с ним трогательные человеческие связи в тяжелую годину, а потом и бережно хранившего память о нём. Одни только разыскания энтузиастов-краеведов не могут заменить должного официального внимания к этому уникальному по своей сути наследию, обладающему большим научным и высоким гражданским патриотическим потенциалом.

Дар Селенгинского полка гражданам города Селенгинска – икона Печерской Божией Матери, являющаяся ценнейшим историческим, духовным и общегражданским достоянием и единственным в своём роде культурным памятником, не может больше пылиться в запасниках музея, а должна быть постоянно доступна верующим и всем потомкам тех, кому была когда-то дарована.

Примечания.

1 Демин Э., Тиваненко А. «Золотая россыпь» Селенгинска // Правда Бурятии.-1985.-21 мая.-С.3.

2 Программа научно-практической конференции на тему «Проблемы создания историко-архитектурного заповедника «Старый Селенгинск» / Минкультуры БурАССР. Бурятское отделение ВООПИК.-Гусиноозёрск, 1985.-4 с.

3 Демин Э. Селенгинский гражданин Г.А.Кондаков // Молодёжь Бурятии.-1992.-4 июня.-С.5.

4 Кондаков Г.А. Историческая икона Божьей Матери в Селенгинске // Прибавления к Иркутск. Епарх. Ведом.-1865.-№10.-С.115-120.

5 Кондаков Г.А. Сказание о св. кресте, сохраняющемся в городе Селенгинске // Прибавления к Иркутск. Епарх. Ведом.-1864.-№47.-С.708-711; 1865.-№50.-С.650.-Рис. Креста.

6 Шагжина З. Дар Селенгинского полка // Правда Бурятии.-1986.-16 августа.-С.4.

7 Демин Э. Селенгинский гражданин Г.А.Кондаков….

8 Демин Э. Две «украйны» одного гетмана // Соел.-1993.-№9.-С.7.

9 Памятная книжка Селенгинского полка (к 100-летию полка).-С.3-7..-Без выходных данных (около 1896 г.).

10 Каргопольцев Н.Н. Майор А.В.Камаев // Русская Старина.-СПб.,1883.-июнь.-С.664-668.

11 История Бурят-Монгольской АССР / Изд. 2-е.-Улан-Удэ:Буриздат,1954.-Т.1.-С.218-219.

12 Дулов А.В.: Сибиряки в Бородинском сражении // Учёные Записки Иркутск. обл. музея.-Иркутск,1971.-Вып.4.-Ч.1.-С.78-85; Патриотический подвиг сибиряков в 1812 году // Ангара.-1987.-№4 (57).-С.107-111.

13 Из боевого прошлого русской армии / Составили Н.Шляпников и Ф.Кузнецов.-М.:Воениздат,1947.

14 Кондаков Г.А. Историческая икона Божьей Матери в Селенгинске…-С.116-117.

15 Там же...-С.117.

16 Там же...-С.118-119.

17 Там же...-С.119.

18 Там же...-С.119-120.

19 Демин Э. В.: Сейсмостанции Старого Селенгинска // Правда Бурятии.-1983.-25 февр.; то же // Байкал.-1983.-№4.-С.131-132; Сейсмическая служба Селенгинска // Красная Селенга.-1987.-28 марта и 2 апреля.-С.4; Командирован... на Провал // Молодёжь Бурятии.-1989.-6 мая.-С.11; Провалу на Байкале 130 лет // Знаменательные и памятные даты по Бурятии на 1992 год: Библиограф. указ. в помощь пропаганде краевед. лит-ры.-Улан-Удэ,1991.-С.15-17; На пульсе Провала // Молодёжь Бурятии.-1992.-3 июля.-С.5; Полвека сейсмической вахты: к 175-летию со дня рождения П.А. Кельберга // Знаменательные и памятные даты по Бурятии на 1993 год. Библиограф. указ. в помощь пропаганде краевед. лит-ры.-Улан-Удэ,1992.-С.47-50; то же // Селенга.-1993.-12 мая.-С.2; Попечитель Спасского собора (Из истории духовной жизни Селенгинска) // Бурятия.-1992.-3 сентября.-С.3.

20 Копия письма от 4.06.1855 г. П.А.Кельберга из Селенгинска к секретарю МОИП И.Б.Ауэрбаху в Москву (архив МОИП, д.312, л.л.13-15). – Архив Э.Д. (Автор признателен бывшему директору Новоселенгинского музея декабристов О.И.Евсеевой за предоставление в 1988 г. копий писем из переписки П.А.Кельберга с Московским Обществом Испытателей Природы, присланных в музей московским исследователем К.С.Куйбышевой).

21 Демин Э. Искры памяти // Байкал.-1991.-№2.-С.129-143.

22 Посещение Его Преосвященством Мартинианом, Епископом Селенгинским, г. Селенгинска, и духовное торже ство // Прибавления к Иркутск. Епарх. Вед.-1870.-№45.-С.535-539.

23 Там же.-С.538.

24 Корелин В. Слово, сказанное 27-го сентября 1874 года, по случаю празднования двухсотлетняго юбилея города Селенгинска, во вновь сооруженном храме во время благодарственнаго молебствия // Прибавления к Иркутск. Епарх. Вед.-1874.-№48.-С.633-640.

25 Седов А. Летопись построения и событий г. Селенгинска (Забайкальской области) с 1674 по 1874 год // Прибавления к Иркутск. Епарх. Вед.-1874.-№49.-С.654.

26 Аничков. Описание осады и обороны Севастополя // Аничков. Военно-исторические очерки Крымской экспедиции.-СПб.,1856.-Ч.1 и Ч.11.

27 Тоблебен. Описание обороны Севастополя.-СПб.,1868.-Ч.1.-Отдел 1; 1872.-Ч.11.-Отдел 11.

28 Сапёрного батальона восстание 1907 (…) // Украинская Советская Энциклопедия.-Киев,1983.-Т.9.-С.464.

29 Письмо от 26.03.1985 г. Н.В.Мигаева из Ленинграда в Улан-Удэ к Э.В.Демину; То же.- от 25.12.1985 г. – Архив Э.Д.

30 Мигаев Н. О чём поведали старые награды // Байкал.-1987.-№2.-С.139-141.

31 Моренец О. Селенгинцы в… Севастополе // Правда Бурятии.-1968.-11 декабря.—С.3.

32 Куртик А.М. Голоса старины // Правда Бурятии.-1968.-19 декабря.-С.3;

33 Зоркин В.: Тайна лермонтовского мундира // Правда Бурятии.-1969.-22 января.-С.4; М.Ю. Лермонтов в Селенгинском пехотном полку // Ангара.-1969.-№3.-С.110-117.

34 Письмо 1969 г. А.М.Хлебникова из Улан-Удэ в Варшаву к Маршалу Сейма ПНР, председателю Главного Правления общества польско-советской дружбы Чеславу Выцех. – Архив Э.Д.

35 Письмо №2066 1969 г. заведующего иностранным отделом Главного Правления Общества советско-польской дружбы Ст.Вишневского из Варшавы в Улан-Удэ к А.М.Хлебникову.– Архив Э.Д.

36 Письмо от 28.10.1969 г. А.М.Хлебникова из Улан-Удэ в Варшаву к заведующему иностранным отделом Главного Правления Общества советско-польской дружбы Ст.Вишневскому. – Архив Э.Д.

37 Письмо от 30.8.1969 г. А.М.Хлебникова из Улан-Удэ в Отдел культуры Горсовета Севастополя. – Архив Э.Д.

38 Письмо №623 от 26.9.1969 г. начальника Управления культуры Исполкома горсовета Севостополя В.Костакова к А.М.Хлебникову.– Архив Э.Д.

39 Хлебников А.М. И память возздают потомки // Правда Бурятии.-1987.-5 июля.-С.3.

40 Гуружапов А. Селенгинский полк в обороне Севастополя // Правда Бурятии.-1971.-23 сентября.

41 Копия письма от 15.7.1987 г. председателя Нахимовского районного Общества охраны памятников В.Н.Сокольского из Севастополя в Улан-Удэ к Т.А.Нагаевой. – Архив Э.Д.

42 Копия письма от 24.12.1987 г. ст. науч. сотр. Отдела живописи ХУ111 – первой половины Х1Х вв. Государственного Русского музея Б.А.Косолапова из Ленинграда в Улан-Удэ к Т.А.Нагаевой. – Архив Э.Д.

43 Нагаева Т. Редут отваги // Казачий караул.-1990.-№1.-17 ноября.-С.6.