Посольский Спасо-Преображенский монастырь
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
На памятник архитектуры федерального значения
Посольский Спасо-Преображенский монастырь
Появление Посольского Спасо-Преображенского монастыря связано с историей основания по указу царя Федора Алексеевича в 1681 г. миссией игумена Феодосия Троицкого Селенгинского монастыря. Первоначально на этом месте, ставшем своеобразной заимкой для Троицкого Селенгинского монастыря, была поставлена часовня, русского посольства под руководством Ерофея Заболоцкого, направлявшихся в «мунгальскую землю» к Цысан-хану и зятю его Турукаю-Табуну и нашедших на берегу Байкала свою смерть. Удобное место расположения способствовало не только быстрому развитию обители (с 1700 г. она начала именоваться пустынным Посольским монастырем), но и обретению самостоятельности (разрешение на нее дал Петр I, в 1709 г). Из Иркутской приказной избы последовал указ о наделении монастыря собственной землей).
Тогда же, в начале XVIII в. Купец-меценат Г.А. Осколков начал подготовку строительства в монастыре каменного собора. Был заготовлен кирпич, выполнен иконостас, приобретены золото для золочения крестов и иконостаса, книги, утварь, колокола. В 1714 г. Г.А. Осколков, возвращаясь с торговым караваном из Китая, умер в Посольском монастыре, что помешало начать строительство собора из кирпича. Вместо этого, в 1718 г. С разрешения Сибирского Митрополита была выстроена деревянная Спасо-Преображенская церковь.
В 1724 г. была сделана попытка приписать Посольский монастырь со всеми угодьями к Иркутскому Вознесенскому монастырю. Сибирский митрополит Анатолий и генерал-губернатор Долгоруков подали прошение о сохранении независимости монастыря, как наиболее удобного места для отправки караванов и посольств в Китай. В феврале 1727 года Сенат издал Указ о независимости и особом положении Посольского монастыря.
Пожар 1789 г. уничтожил две деревянные монастырские церкви – Знаменскую и церковь Николая Чудотворца. В 1771 г. Возобновлено строительство каменного двухпрестольного Спасо-Преображенского собора. Уже через год состоялось освящение нижнего храма Знамения Богородицы, а в 1778 г. – верхнего, во имя Преображения Господня. Декор Посольского Спасо-Преображенского собора неповторим и вобрал в себя первый каменный храм в Забайкалье (Одигитриевский собор в г. Улан-Удэ хоть и «начат строительство раньше», но закончен был позднее). В 1817-1819 гг. своды и стены собора расписаны сценами из Ветхого и Нового Заветов.
Благосостояние монастыря в последующие десятилетия определялось повышением его статуса. В 1820-х годах игумен монастыря возведен в достоинство архимандрита, в 1822 г. в монастыре разместился викарный Епископ. С 1836 г. монастырь переведен во II-й, более высокий класс штатного расписания.
В 1862-1870 гг. монастырь служил резиденцией начальника Забайкальской духовной миссии. С 1862 г. здесь действовало « училище для инородческих детей».
В эти годы помимо капитального обновления Спасо-Преображенского собора и Никольской церкви была закончена каменная ограда монастыря и возведены « святые врата». Удлиненный четырехугольник территории был обнесен глухой стеной протяженностью 200 саженей (около 427 м) с пятью башенками. «Святые Врата» заняли место калитки в западной стене, южнее собора, и фасадом были обращены к Байкалу. К воротам вела лестница из четырех маршей по шесть ступеней. В 1868 г. за оградой монастыря рядом с местом захоронения посла Заболоцкого была возведена каменная часовня. Тогда же с западной стороны площади у морской пристани построили гостиницу для проезжающих, близ нее – зимовье и амбар для склада товаров. После длительного перерыва уже в 1900-х годах в ограде южнее собора построили двухэтажный деревянный братский корпус. В монастыре действовали библиотека, иконописная мастерская, больница.
Архитектурный комплекс Посольского монастыря складывался постепенно, без заранее разработанного плана. Место было выбрано очень удачно. Для путешественника, преодолевшего зимой на санях или летом на баркасе пространство Байкала, он являлся ориентиром, обозначавшим место продолжения почтового тракта.
В разные годы монастырь посещали русские послы С. Рагузинский, Л. Измайлов, известный ученый-натуралист П.Паллас, ученый и путешественник С.П. Крашенинников, генерал-губернатор Восточной Сибири М.М. Сперанский, декабристы братья Бестужевы, иностранные путешественники и ученые.
Святынями Посольского монастыря считались чудотворная икона Святителя Христова Николая Голоустенского и икона Знамения Богородицы. Также в серебряной раке здесь почивали мощи (часть кисти) святого Сименона Верхотурского.
С 1902 г. монастырь стал женским, имел подворье в г. Верхнеудинске. Также было построено два свечных завода, снабжавших свечами все Забайкалье.
После закрытия монастыря в 1920-х годах здания использовались под клуб, школу, больницу для психически больных детей. В этот период храмы были обезглавлены, ограда монастыря, «Святые врата» и многие другие объекты монастырского комплекса разрушены.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. Посольский монастырь поставлен на государственную охрану как памятник культовой архитектуры федерального значения, но реставрационные работы не проводились, поскольку долгое время не решался вопрос с выводом с его территории детской психиатрической больницы.
К началу 90-х гг. на территории комплекса сохранились существенно перестроенные Спасо-Преображенский собор и Никольская церковь.
Православный приход вновь зарегистрирован в 1995 г., комплекс построек передан в бессрочное безвозмездное пользование Бурятскому Благочинию Русской Православной церкви. Из фондов Музея истории Бурятии Посольскому монастырю переданы две памятные чугунные доски, изъятые в 30-х гг. Одна из них ранее находилась на могиле Ерофея Заболоцкого, другая была установлена в ознаменование основания монастыря.
В монастыре начаты ремонтно-реставрационные работы. Создан попечительский совет по возрождению Посольского монастыря, в который вошли представители Министерства иностранных дел России, Правительства Республики Бурятия, российской общественности. Действует благотворительный фонд.