Россия - Дом Пресвятыя Богородицы
Россия - Дом Пресвятыя Богородицы
Великая и славная некогда Родина наша Россия — Святая Русь — издревле именовалась “Домом Пресвятыя Богородицы” или “Необоримым Богородицы состоянием (достоянием)”.
“Господь, пособивший кроткому Давиду победить Голиафа, помог и благоверному князю нашему постоять за веру православную, за Дом Пресвятыя Богородицы” — таким радостным восклицанием встречал народ святого князя Александра Невского, возвращавшегося домой после блистательной победы, одержанной им над ливонскими рыцарями.
“Православные люди! Похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших. Встанем все, как один, за Русскую землю, за Дом Пресвятыя Богородицы” — такими словами взывал Козьма Минин-Сухорук к русским людям, убеждая их подняться на защиту и спасение Отечества.
И как свидетельствует вся русская история, на протяжении целого ряда столетий это возвышенное наименование не было лишено самого глубокого смысла. Все важнейшие события исторической жизни русского народа так тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты тотчас приходила ему на помощь, избавляя его от врагов сильнейших, что действительно Родина наша была как бы Домом Ее. И это Свое незримое, но тем не менее всегда ре ально ощутимое присутствие на Русской земле Она являла через многочисленные чудотворные иконы, которые благоговейно чтились русским народом не как идолы, по наглому утверждению сектантов, но как видимые знаки, символы Ее невидимого присутствия и покровительства русскому народу. По вере русских людей, от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в критические моменты, угрожавшие самому историческому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами, Пресвятая Богородица воистину чудесно спасала Русскую землю от страшного разорения, а русский народ — от погибели.
Невозможно исчислить все случаи чудесной помощи Божией Матери верующим русским людям. Укажем здесь только главнейшие примеры дивного заступничества Пресвятой Богородицы за всю Русскую землю, о которых стыдно не знать русскому человеку.
Главная святыня русского народа, по молитвам перед которой Пречистая Матерь Божия неоднократно спасала Русскую землю, это чудотворная икона Божией Матери Владимирская. В самом “святое святых” русского народа, в сердце Русского государства — в Московском Успенском соборе первою в иконостасе, слева от царских врат, стояла эта великая, заветная святыня Русской земли. Перед ней короновались цари русские, перед ней избирались первосвятители Церкви Российской. В продолжение восьми веков перед этой святой иконой русский народ воссылал свои моления Заступнице рода христианского, и Она немедленно являла Свою благодатную помощь, пока не явились в русском народе кощунники, хулители Пречистой Девы, обрекшие тем на гибель Русскую землю, как пишет об этом в одном из своих писем великий святитель наш Феофан, Вышенский затворник: “Следует наказать нас: пошли хулы на Бога и дела Его гласныя. Некто писала мне, что в какой-то газете “Свет” напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия и отвратилась от нас; ради Ее и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас? Увы”. Вот и причина страшного бедствия, постигшего нашу Родину: не захотели мы, чтобы земля наша продолжала быть “Домом Пресвятыя Богородицы”, а потому и лишились Ее покрова и заступления.
Вспомним же, чем обязан был русский народ Пречистой Матери Божией в своем прошлом, и прежде всего, чем особенно дорога была нам эта величайшая из всех русских святынь — чудотворная икона Божией Матери Владимирская?
Икона эта, по преданию, была написана самим евангелистом Лукой на доске того стола, на котором в юности Христа Спасителя трапезовали Сам Господь, Его Пречистая Матерь и святой Иосиф Обручник. Когда святой евангелист, написав это изображение Божией Матери, показал его Ей, Она изрекла слова, сказанные Ею некогда при посещении святой праведной Елизаветы: Отныне ублажат Мя ecu роди (Лк. 1, 48), и затем добавила: “Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет”. До 450 года икона эта пребывала в Иерусалиме. При императоре Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь. В начале XII века константинопольский патриарх Лука Хрисоверг послал ее в Киев в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Икона была помещена в расположенном недалеко от Киева великокняжеском селе Вы-шегороде, принадлежавшем когда-то святой княгине Ольге, в тамошнем женском монастыре. С 1155 года Вышегород стал уделом сына князя Юрия, Андрея, прозванного Боголюбским. Однажды духовенство, войдя в храм вышегородского монастыря, увидело, что икона стоит посреди храма на воздухе. Они поставили ее на прежнее место, но она снова поднялась и стала на воздухе. Горячий почитатель Матери Божией князь Андрей Боголюбский пришел от этого к мысли, что Матери Божией, очевидно, угодно, чтобы святыня Ее пребывала на другом месте. Замыслив перебраться на север, в Суздальскую землю, он ночью тайно вывез с собой святую икону, постоянно служа перед ней по дороге молебны, и прибыл в г. Владимир, где жители встретили князя и святыню с большой радостью. Князь предполагал, однако, ехать дальше в Ростов, но лошади, везшие икону, отъехав от Владимира верст десять, остановились и, несмотря ни на какие понукания, ни за что не хотели идти дальше. Запрягли тогда других, но и эти не хотели сдвинуться с места. После долгой и горячей молитвы князя перед иконой Пресвятая Богородица открыла ему Свою волю, чтобы святыня Ее оставалась во Владимире. Благоговевший перед святыней князь за какие-нибудь два года выстроил во Владимире великолепный Успенский собор (1160), в котором и была поставлена икона в богатой ризе, получившая с тех пор наименование Владимирской.
Много чудес видел Владимир, а затем и вся Русская земля от этой великой святыни. В 1164 году эта святыня сопутствовала князю Андрею в его походе на волжских болгар, делавших постоянные разорительные набеги на Русскую землю. Перед решительным сражением с ними князь Андрей, причастившись Святых Тайн, горячо молился перед святыней, восклицая: “Всяк уповаяй на Тя, Владычице, не погибнет”. Все воины также со слезами прикладывались к святой иконе, и болгары потерпели полное поражение. Тут же на поле битвы было совершено перед святой иконой благодарственное молебствие, во время которого явилось дивное знамение: в виду всего войска от святой иконы и от Животворящего Креста Господня заблистал сильный свет, озаривший всю местность. В этот же самый день и византийский император одержал блистательную победу над сарацинами, причем также со всем войском видел чудесный свет от бывшего при войске Животворящего Креста Господня и иконы Божией Матери. По обоюдному соглашению, оба государя установили в этот день, 1 августа, “Празднество Всемилостивому Спасу Христу, Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его”. При нашествии полчищ татарского хана Батыя, когда 7 февраля 1237 года Владимир подвергся страшному разорению, святая икона осталась совершенно целой и невредимой, как верный залог спасения русского народа в будущем.
И действительно, когда в 1380 году решалась судьба страдавшей под татарским игом Русской земли и хан Мамай вел на Русскую землю несметные полчища, князь Димитрий Донской со всем народом горячо молился перед этой святыней о спасении нашей Родины и, несомненно по внушению Божией Матери, отправился просить благословения на битву с татарами к великому почитателю Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому. Преподобный дал ему в благословение богородичную просфору, причем сказал: “Иди, князь, Бог и Пресвятая Богородица да помогут тебе”. И замечательно, что русские встретились с татарскими полчищами в самый день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября, и точно в полдень загорелся страшный бой, окончившийся победой русских, которая послужила началом избавления русского народа от тяжкой татарской неволи.
Особенно замечательным было заступничество Божией Матери за Русскую землю в 1395 году при нашествии страшного азиатского завоевателя Тамерлана. Этот свирепейший из завоевателей, которого недаром называли “бичом народов”, истребив миллионы людей и пролив потоки крови, после опустошения целого ряда стран направился в пределы Русского государства, всюду сея страх и ужас. Он дошел уже до реки Дона, взяв г. Елец и избив там множество людей вместе с его князем. Спешно собрав рать, великий князь Василий Димитриевич вышел ему навстречу и остановился у Коломны на берегу Оки. Но, конечно, спасения от человеческой силы нельзя было ожидать, и по всей Русской земле начали возноситься горячие молитвы к Богу, к Пречистой Его Матери, московским святителям Петру и Алексию и печальнику Русской земли Преподобному Сергию. Пример этой горячей всенародной молитвы подавал сам великий князь, который просил народ наложить на себя строжайший пост и велел перенести чудотворную икону Божией Матери Владимирскую из Владимира в Москву. За святыней было послано во Владимир особое почетное посольство из духовенства. В самый день Успения, 15 августа, после литургии и молебна святая икона была поднята со своего обычного места и принята на руки московским посольством. Десять дней продолжался путь иконы до Москвы. Это было потрясающее душу зрелище. По обе стороны дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, кричал:
“Матерь Божия, спаси землю Русскую!” В это время Митрополит Киприан, со всем духовенством и народом наложив на себя строгий пост, не отходил от церкви, совершая службы днем и ночью и молясь со слезами о великом князе, о воинстве его и о всех православных христианах. Когда святая икона приблизилась к Москве, ее ожидала там торжественная встреча: “Весь град изыде противу иконы на сретение ея”. Во главе народа, вышедшего крестным ходом, был сам Митрополит Киприан. Народ густыми толпами окружал первосвятителя и сопровождавших его: Му-жие и жены, юноши, девы и старцы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, нищие и убогий, всяк возраст мужска пола и женска, от млада и до велика, все множество бесчисленное людей, со кресты и со иконами, с Евангелии и свещами и с кадилы, со псалмы и песньми и пении духовными, паче же рещи вси со слезами, малии и велиции, иже не обрести человека не плачущася, но вся с молитвою и плачем, воздыхании немолчными и рыданием”. Увидев святую икону, все пали на землю и поклонились ей, как Самой Пречистой Матери Божией, пришедшей к ним, и, с великой радостью приняв ее, отнесли в Успенский собор, молясь Богоматери об избавлении от нашествия страшного врага.
И что же? Эта общая всенародная слезная молитва не осталась бесплодной. В тот самый день (26 августа) и час, когда святую икону торжественно встречали в Москве, Тамерлан задремал в своем шатре. И вдруг видит он во сне высокую гору, с вершины которой спускаются к нему святители с золотыми жезлами, угрожая ему ими; над ним в воздухе, в несказанном величии, в сиянии ярких лучей, стояла таинственная Жена в багряном царственном одеянии, сиявшая “паче солнца молниезрачными лучами”. Вокруг Нее находилось бесчисленное множество молниеобразных воинов, вооруженных огненными мечами. Грозно обратив Свой взор на Тамерлана, Она повелела ему оставить пределы Русской земли, и в то же время молниеобразные воины, подняв свои огненные мечи, устремились на него... Тамерлан, трепеща, проснулся от охватившего его ужаса. Созвав своих князей и военачальников, а также мудрецов и гадальщиков, он, весь трясясь и стеная, находясь как бы в исступлении, рассказал им свой сон. Слушавшие сами пришли в трепет и ужас, а мудрейшие из созванных им объяснили, что виденная им во сне величественная Жена в царственном одеянии есть Заступница русских. Матерь Бога христианского, и что сила Ее неодолима. Тогда Тамерлан сказал: “Если русские имеют такую Помощницу, то мы напрасно идем против них” — и тотчас же отдал приказ своим полчищам повернуть назад. По дороге им стало казаться, что русские их преследуют, и азиаты обратились в настоящее бегство, давя друг друга, бросая оружие и добычу и оставляя пленных.
Так по молитвам Пресвятой Девы Богородицы дарована была победа русскому воинству над страшным завоевателем без боя и пролития крови. А летописец, описав это событие, прибавляет: “И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы”.
На месте встречи иконы в Москве был основан Сретенский монастырь, 26 августа установлен праздник Сретения чудотворной иконы Божией Матери Владимирской, а сама святая икона с тех пор стала пребывать в Москве как великий и дивный оплот русской столицы. Много и еще видел чудес русский народ по молитвам перед этой дивной иконой.
В 1408 году внезапно подступил к Москве ордынский царь Едигей, когда там не было ни князя, ни Митрополита. Человеческой помощи ожидать было нельзя, и москвичи все свое упование возложили на Пречистую Матерь Божию, усердно моля Ее перед святой Владимирской иконой о спасении столицы. И вдруг Едигей, внезапно получив известие о возмущении в Орде, снял осаду Москвы и поспешил к себе домой.
В 1451 году осадил Москву ногайский царевич Мазовша. Татары уже зажгли московские посады. Мужественный Митрополит Иона сквозь пламя и дым, под градом стрел совершал крестный ход по стенам города. По дороге встретился ему известный своей праведной жизнью инок Чудова монастыря Антоний. Святитель Иона просил его молиться о спасении города от татар. На это Антоний отвечал:
“Богоматерь не презрит моления твоего. Она уже умолила Сына Своего спасти Москву”. И что же? Ночью татары, услышав какой-то необыкновенный шум, как бы от множества приближающегося войска, в страхе бежали, побросав все тяжести и захваченную ими добычу.
Только заступничеству Божией Матери по молитвам перед Ее чудотворным образом приписывали русские люди и окончательное падение два с половиной века тяготевшего над Русской землей татарского ига. Это было в 1480 году. Великий князь Иоанн III Васильевич разорвал ханскую басму, отказавшись платить дань татарам. Ордынский хан Ахмат, собрав громадные полчища, двинулся на Москву. Великий князь, вооружившись молитвой и благословением Митрополита Геронтия и своего духовника Ростовского архиепископа Вассиана, выступил против татар к реке Угре, которую русские прозвали “Поясом Богоматери”. Татары находились с противоположной стороны реки, и никто из противников не решался первым перейти реку. И Митрополит, и духовник великого князя увещевали его не бояться татар, уповая на заступничество Божией Матери, столько раз спасавшей Русскую землю. Долгое время оба войска стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям. И вдруг какой-то необъяснимый страх напал на татар — они обратились в паническое бегство, никем не гонимые. Так, заступничеством Пресвятой Богородицы Русская земля без малейшего пролития крови была избавлена от столь долго тяготевшего над ней мучительного ига. В память этого события был установлен праздник в честь чудотворной иконы Владимирской 23 июня.
В 1521 году напал на Москву крымский хан Мех-мет-Гирей с огромными объединенными полчищами из татар крымских, ногайских и казанских. На огромном пространстве от Воронежа до Нижнего Новгорода татары бесчинствовали, грабя и убивая все живое, и наконец подступили к самой Москве. Вся надежда могла быть опять только на заступничество Божией Матери. Особенно горячо молился о спасении Москвы Василий, Христа ради юродивый. И вот в полночь он увидел, как двери соборного храма растворились сами собой. Владимирская икона, поднявшись со своего места, вышла через двери из собора, и от нее послышался голос: “Выйду из града со святителями”. Вся церковь на миг осветилась пламенем, которое вслед затем тотчас же погасло. В ту же ночь было замечательное видение слепой инокине Вознесенского монастыря. Ей представилось, что из Кремля в Спасские ворота идет целый священный собор. Идут святители и праведники, все в лучезарном сиянии, и несут чудотворную икону Божией Матери Владимирскую. Когда они выходили из Спасских ворот, навстречу им вышли преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Ху-тынский. Упав в ноги святителям, они спрашивали их, на кого они покидают город в такой беде? “Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу,отвечали святители, — но Господь повелел нам выйти из города и вынести с собой чудотворную икону Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радят, почему Бог и попустил прийти варварскому народу, да нака-жутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу”. Упав в ноги московским святителям и чудотворцам, преподобные Сергий и Варлаам продолжали их молить, чтобы они смягчили гнев Божий. Святители вняли их неотступным просьбам, совершили молебен перед чудотворной иконой Владимирской, осенили город крестом и возвратились в Кремль, неся обратно и чудотворную икону. Внезапно татарам показалось, что вокруг Москвы стоит громадное войско. Хан послал удостовериться в этом. Посланным привиделось войско еще более сильное. Тогда хан послал еще одного из своих приближенных. Тот вернулся весь в трепете. “Бежим немедленно, — вскричал он, — от Москвы идет на нас неисчислимое войско”. И татары панически бежали. В память этого было установлено празднество чудотворной иконе Владимирской 21 мая.
Все ли русские люди в наше время знают эти дивные случаи чудесного заступничества Божией Матери за Русскую землю? Увы, наши официальные учебники, по которым мы проходили русскую историю в школах, об этих чудесных случаях умалчивали. Да и как же иначе? Разве можно было говорить о “чудесах” в наш слишком уж “высококультурный” век “науки” и “прогресса”? Можно было прослыть “ретроградом” или “мракобесом” — выражения, которые приклеивались, как этикетки, ко всем тем, кто не хотел идти на поводу у служителей темных сил, энергично и неутомимо работавших над разрушением Святой Руси.
Мы привели здесь наиболее замечательные случаи заступничества Пресвятой Богородицы за Русскую землю по молитвам перед Ее чудотворным образом Владимирским, из которых главнейшие отмечены в нашем богослужении. Умилительно звучит тропарь, составленный в честь этой святыни:
“Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону. К ней-же мы ныне притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: О пречудная Владычице Богородице, молись из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех наветов вражиих и спасет души наша, яко милосерд”.
Кроме вышеприведенных случаев, замечателен еще следующий. В царствование благочестивого царя Феодо-ра Иоанновича татары заняли уже Воробьевы горы перед самой Москвой. Отличавшийся особым благочестием, царь усердно молился Владычице о спасении города от вражеского нашествия и распорядился, чтобы святая Владимирская икона сопровождала посланное им войско. Сам он с высоты кремлевской башни наблюдал за передвижением войск. Около него стоял боярин, рыдавший от сознания страшной опасности, грозящей городу. Заметив это, царь повернулся к нему с ясной улыбкой на лице и сказал: “Завтра молитвами Богоматери нечестивых не будет”. После боя, продолжавшегося целые сутки, от Владимирской иконы, находившейся в рядах русского войска, изошла неодолимая сила, которая навела на татар какой-то столбняк. Руки их сделались как бы скованными, и они не были в состоянии поднять своих мечей. Невероятный страх напал на них, и они обратились в повальное бегство.
Наступило вскоре так называемое Смутное время — кара Божия за грехи русского народа. В Москву вступил Димитрий Самозванец, Клевреты его ворвались в Успенский собор, когда Святейший Патриарх Иов совершал Божественную литургию, и начали срывать с него священные одежды. Настала минута глубокой скорби и вместе с тем высокого величия. Как бы видя перед собой во плоти Богоматерь, столп Православия и защитницу русского народа. Патриарх, сняв с себя панагию, положил ее к иконе Владимирской и, словно вверяя Ей судьбы веры и Отечества, молитвенно воскликнул: “Владычице, здесь, пред иконою Твоею, была возложена на меня эта панагия и вручен патриарший посох. С ними девятнадцать лет хранил я целость веры: ныне, по грехам нашим, бедствует царство, обман и ересь торжествуют. Владычице, спаси Православие молитвами к Сыну Твоему”. И эта молитва не осталась неуслышанной. (По прошествии нескольких лет смуты Родина наша опять испытала на себе чудесное заступничество Божией Матери и была спасена от врагов по усердным молениям русских людей через другую дивную святыню Свою — чудотворную икону Казанскую.)
Неудивительно, что Владимирская икона Божией Матери пользовалась особым, исключительным почитанием у нас: перед ней всегда молились, выступая в походы на врагов, московские великие князья и русские цари. При избрании Митрополита всея Руси, а затем и Патриархов жребии избираемых полагались внутрь киота Владимирской чудотворной иконы в надежде, что Богоматерь Сама укажет достойного избранника. Перед этой же иконой знатнейшие люди Московского государства приносили присягу на верность царям.
В 1547 году в Кремле произошел сильный пожар. Владимирскую икону хотели вынести из Успенского собора, но никакими силами нельзя было сдвинуть ее с места. Тогда многие видели в небе над Успенским собором светозарную Жену, осенявшую храм. Вскоре пожар утих, не задев даже Успенского собора.
Во время нашествия французов в 1812 году Матерь Божия, однако, допустила, чтобы святыня Ее была вывезена из Москвы на время занятия столицы французами: со 2 сентября по 20 октября она пребывала во Владимире, а затем снова вернулась в Москву.
Во время ужасов, постигших Русскую землю в начале XVII века за грехи русского народа, когда наступило на Русской земле так называемое Смутное время. Матери Божией угодно было прославить другую Ее святыню, незадолго перед тем явленную,— чудотворную икону Казанскую; по усердным молитвам перед этой святыней покаявшихся русских людей пришло чудесное избавление от ужасов Смутного времени всего русского народа и вновь было восстановлено Русское царство.
Эта другая великая святыня, также особо чтимая русским народом, явилась во граде Казани вскоре после покорения Казанского царства царем Иоанном Васильевичем Грозным, 8 июля 1579 года. В этом году в Казани произошел страшный пожар, превративший в развалины половину Кремля и прилегавшую к нему часть города. Татары стали насмехаться над русскими, говоря, что русский Бог немилостив к ним, послав им такой пожар вскоре после завоевания ими города. “Вера Христова,— замечает летописец,— стала притчею и поруганием”. И вот тогда-то, как бы для того, чтобы избавить веру православную от поругания, Господь явил православным людям в Казани милость Свою через явление чудотворной иконы Своей Пречистой Матери. На месте пожарища один стрелец собирался поставить себе дом. Девятилетней дочери его Матроне трижды являлась во сне Божия Матерь, повелевая сказать архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из земли Ее икону, причем Богоматерь указывала девочке во сне и самое место на пепелище, где скрыта эта икона. Девочка рассказала о своем сне матери, но мать и в первый, и во второй раз не придала этому никакого значения. Наконец, в третий раз девочка увидела во сне саму икону, от которой послышался грозный голос:
“Если не поведаешь глаголов моих, я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь”. В страхе девочка проснулась и с криком начала требовать от матери, чтобы та исполнила приказание Царицы Небесной. Тогда мать отвела дочь к воеводе и к архиепископу Иеремии, но никто из них не придал серьезного значения словам девочки. Тогда мать взяла заступ и сама начала рыть на указанном месте. Помогали ей рыть и другие из собравшегося вокруг народа, но икона не появлялась. Но как только стала рыть Матрона, икона была найдена. Она была обернута в ветхое сукно и сияла чудным светом. Лик иконы был совершенно свежий, как будто икона была только что написана. Узнав о чудесной находке, жители Казани с архиепископом и городскими властями во главе собрались на том месте и с крестным ходом перенесли икону в ближайшую церковь. Настоятелем этой церкви был священник Гер-моген, впоследствии ставший митрополитом Казанским, а затем Патриархом Московским и всея Руси, который и описал как явление иконы, так и последовавшие затем от нее многочисленные чудеса исцелений. Царю в Москву было послано подробное донесение об обретении иконы и список с нее. Царь велел на месте явления иконы воздвигнуть монастырь. Первыми инокинями, принявшими постриг в этом монастыре, были отроковица Матрона, нашедшая икону и ее мать.
От этой великой святыни и пришло спасение русскому народу в страшную пору Смутного времени. Москва находилась в руках поляков, в северных областях хозяйничали шведы, по всей стране ходили, грабя и убивая, разбойничьи шайки. Гибель Русского государства казалась бесповоротной и окончательной. Единственная надежда могла быть только на помощь Божию и на чудесное заступничество Божией Матери, неоднократно спасавшей Русскую землю, Дом Свой. И к этому-то заступничеству и прибегли в конце концов покаявшиеся русские люди. В ответ на грамоты с призывом встать на защиту и спасение Отечества, рассылавшиеся Патриархом Гермогеном и Троице-Сер-гиевой Лаврой, начали образовываться народные ополчения. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород, где, прочитанная в храме с амвона, вызвала особенное воодушевление Козьмы Минина-Сухорука. “Станем все как один за Святую Русь, за Дом Пресвятыя Богородицы”,— с таким пламенным призывом обратился он к русским людям,— Заложим жен и детей, но освободим Отечество”. Воодушевившиеся этим призывом образовали ополчение под командой князя Пожарского. Горячо молившийся перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери о спасении Родины, князь Пожарский взял с собою принадлежавший ему список с нее, дабы он сопровождал его ополчение. Множество препятствий пришлось встретить прибывшему под Москву нижегородскому воинству. Надо было взять хорошо укрепленный, упорно защищаемый поляками город, отразить от Москвы только что прибывшее свежее многочисленное польское войско и усмирять буйство и бесчиние некоторых русских отрядов. К тому же разоренные местности не были в состоянии доставлять достаточно продовольствия русскому воинству. Все это возбудило в малодушных сердцах робость и упадок мужества. Спасение Отечества казалось безнадежным. В таком горестном положении вся надежда могла быть только на помощь свыше. И вот весь народ и войска стали с сердечным умилением и со слезами воссылать моления к Пречистой Матери Божией перед Ее чудотворным образом Казанским. После отслуженного перед образом торжественного молебна все решили возложить на себя строгий трехдневный пост. И молитвы эти не остались тщетными. В Московском Кремле в плену у поляков томился праведной жизни святитель Арсений (архиепископ Елассонский, прибывший в Россию с греческим митрополитом Иеремиею). От тяготы плена и страданий впал он в болезнь и лежал на одре в своем заключении. И вдруг среди полночной тишины его темничная келья наполнилась необычайным светом и среди этого света он видит перед собой Преподобного Сергия Радонежского, который говорит ему: “Арсений, ваши и наши молитвы услышаны, предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена”. Как бы в подтверждение истины этого пророчества к болящему старцу вдруг возвращается крепость сил — и он получает исцеление от томившего его тяжкого недуга. Эта радостная весть, переходя из уст в уста, распространилась с быстротой молнии, перешла за стены города и воспламенила сердца воинов Пожарского неустрашимым мужеством. Они сделали решительный приступ к Кремлю, и поляки, несмотря на отчаянное сопротивление, должны были сдать Кремль. Это было 22 октября 1612 года. В первый же воскресный день русское воинство со всеми жителями столицы совершало торжественный крестный ход на Лобное место с чудотворной Казанской иконой Богоматери. Навстречу крестному ходу вышел святитель Арсений, неся сохраненную им в плену чудотворную икону Божией Матери Владимирскую. Падая на землю ниц и проливая слезы благодарности, каждый стремился освятить себя прикосновением к этой дивной святыне, столько раз спасавшей Русскую землю.
В память спасения России от бедствий Смутного времени новоизбранный царь Михаил Феодорович Романов по благословению отца своего Митрополита Филарета распорядился установить ежегодное празднование Казанской иконе Божией Матери, кроме дня ее обретения — 8 июля, еще в день избавления Москвы от поляков — 22 октября. При царе Алексее Михайловиче день 22 октября был объявлен всероссийским праздником.
Чудотворениями прославились вскоре же очень многие списки чудотворной иконы Казанской. Из них наиболее замечательные списки находились: один — в московском Казанском соборе, другой — в петербургском Казанском соборе. В этот собор заехал помолиться перед отъездом в армию только что назначенный главнокомандующим в 1812 году генерал Кутузов. После отслуженного для него молебна чудотворная икона Казанская была возложена на него, и, как мы видим, Богоматерь не отвергла упования старого полководца и даровала ему победу над французами. В память этого Кутузов и был погребен в Казанском соборе. В нем же находится литой из серебра великолепный иконостас. Это серебро было отбито казаками у французов из награбленной ими в московских церквах добычи и принесено казаками в дар Казанскому собору.
Умилителен тропарь этой великой святыне русского народа:
“Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред Пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси божественный покров рабом Твоим”.
Петербургская Казанская икона была заветнейшей и любимейшей святыней Петербурга. Перед ней всегда стояли богомольцы, и многие деловые петербуржцы считали своим долгом каждый день забежать хоть на несколько минут в Казанский собор,чтобы помолиться перед святыней, попросив у Матери Божией благословения и помощи на свои дела.
Таковы две главнейшие святыни Русской земли, оправдывающие ее именование — “Дом Пресвятыя Богородицы”. Но, кроме того, на Русской земле явилось еще столько замечательных чудотворных икон Божией Матери, от которых было множество дивных знамений и чудес.
Одна из древнейших икон — чудотворная икона Знамения Божией Матери Курская Коренная, справедливо прозванная Одигитрией, то есть Путеводительницей. Эта святыня участвовала в исходе русских людей за границу в 1920 году, после первой мировой войны и революции, и в течение вот уже более 70 лет служит для них в их изгнаннической жизни отрадою и утешением.
Эта дивная святыня явилась в 1295 году именно как утешение русским людям вскоре после постигшей их великой скорби — татарского нашествия на Русскую землю и начала длительного, двух с половиной векового, тяжкого татарского ига. Явилась она охотникам при корне дуба недалеко от г. Курска, почему и получила название Курская Коренная. Едва нашедший икону охотник поднял ее, как совершилось первое чудо: на этом месте забил чистый и многоводный источник ключевой воды. Впоследствии святая икона была разрублена татарами на две части, которые потом чудесно срослись вместе. На месте нахождения иконы был построен монастырь, называвшийся Коренной пустынью. Благоговение русских людей к этой святыне было столь велико, что даже самозванец для поднятия своего авторитета в народе счел нужным торжественно перенести ее из Курска в свой лагерь в Путивле, а затем — в Москву, где она оставалась до 1615 года, после чего опять была возвращена в Курск. Даже во время отсутствия иконы благодатная помощь Богоматери не оставляла Курска. В 1612 году польский полководец Жолкевский с большим войском осадил Курск. При самом начале осады некоторые граждане видели Богоматерь с двумя светлыми иноками, осеняющую город. Пленные поляки рассказывали, что они также видели на стенах города Жену с двумя светлыми мужами, Которая грозила в сторону осаждавших. Во время осады жители неоднократно совершали крестные ходы вокруг города и дали обет: в случае освобождения от вражеского нашествия построить в городе монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону. И полчища Жолкевского вскоре сняли осаду, отступив от города с большими потерями. В 1676 году чудотворная Курская Коренная икона посетила Дон для благословения донских казачьих войск. В 1684 году государи и великие князья Иоанн и Петр Алексеевичи повелели носить список иконы в походах русских воинов против неприятеля. В 1812 году такой список был послан в действующую армию Кутузову. Замечательное чудо произошло в 1898 году, когда несколько злоумышленников пытались взорвать святыню, подложив к подножию ее страшной силы разрывной снаряд с часовым механизмом. Взрыв произвел ужасные разрушения, но святая икона осталась невредимой, и даже стекло на ее киоте осталось целым. В 1920 году епископ Курский Феофан вывез святыню за границу, где она и пребывала постоянно до 1944 года в белградской Русской церкви. Русские люди в Белграде много видели от нее чудесных исцелений, много замечательных случаев спасения во время бомбардировок города. Целый ряд чудес отмечен и в Мюнхене, где святыня пребывала с 1945 по 1951 год. Многих она исцелила от затяжных болезней, многих соединила с пропавшими без вести во время войны родственниками. С 1951 года святыня находится в Америке.
Предполагают, что после второй мировой войны за границей оказалась еще одна великая святыня — чудотворная икона Божией Матери Тихвинская. Эта икона явилась в 1383 году, в княжение великого князя Димитрия Донского, в воздухе на Ладожском озере и находилась постоянно в монастыре около г. Тихвина Новгородской губернии. Раньше она находилась в Константинополе, куда была перенесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима. Для нее построили храм, носивший название Влахернского. За 70 лет до взятия Константинополя турками святая икона сама перешла в Новгородскую область. Заключают это из того, что икона таинственно исчезла из своего храма в Константинополе и вскоре после того явилась уже на Русской земле, что было выяснено в разговоре между новгородскими купцами, посетившими Константинополь, и Патриархом. Икона эта была прославлена многими чудесами, особенно прозрениями слепых и исцелениями бесноватых. В 1613 году во время Смутного времени шведы осадили Тихвинский монастырь, грозя сравнять его с землей. Иноки усердно молились перед чудотворной иконой, моля Матерь Божию о спасении обители. Тогда одной благочестивой женщине, там находившейся и получившей незадолго перед тем прозрение от иконы, явилась Матерь Божия и повелела объявить всем находящимся в обители, чтобы они совершили крестный ход по стенам ее с иконой впереди. Внезапно на шведов напал какой-то необъяснимый страх и они бежали. Снова осадили они обитель, приведя громадное войско, и вторично бежали, так как им показалось, что в обитель вошло множество новых воинов. Через год пришел свежий шведский отряд, которому был дан приказ разорить обитель, раскидать по камню храм Богоматери и рассечь икону. Шведов было так много, что спасение казалось уже невозможным. Решили вынести икону и бежать с ней в Москву, где в это время царствовал Михаил Феодо-рович Романов. Но икону не могли вынести из монастыря и тогда поняли, что Владычица Сама защитит Свою святыню. Когда шведы подходили уже совсем близко к обители, они были поражены новым чудом: им привиделось, что сильно вооруженное многочисленное войско спешит окружить их со всех сторон. В страхе шведы бросились бежать так поспешно, что давили друг друга. В монастыре тщетно ожидали врага. Когда окрестные жители принесли наконец весть о бегстве, никто не хотел верить: сейчас же пошли сами удостовериться в случившемся. Оказалось, что вся окрестность была усыпана брошенным оружием, а помятый кустарник, поломанный молодой лес и на большом расстоянии раскинутые трупы неприятелей красноречиво свидетельствовали об ужасе, охватившем шведов, и о стремительности их бегства. Это была последняя попытка шведов бороться с силой Владычицы мира. Вот как Пречистая Матерь Бо-жия со всех сторон защищала Русскую землю — Дом Свой, когда русские люди не теряли веры в Ее всесильную помощь и обращались к Ней в слезной молитве, прося Ее о защите и спасении от врагов. Праздник Тихвинской иконе 26 июня.
Чудотворная икона Смоленская, называемая Одигитрией, что значит “Путеводительница”, была принесена в Россию из Греции, но когда и кем, точно не установлено. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой святой иконы, замечательно избавление Смоленска от разорения его татарами в 1239 году, во время грозного нашествия на Русскую землю полчищ Батыя. Узнав, что татары, остановившиеся неподалеку от города, собираются произвести на него внезапное нападение, жители обратились с горячей мольбой к Божией Матери перед Ее чудотворной иконой. Орудием для спасения города Божия Матерь избрала благочестивого воина Меркурия, состоявшего в дружине Смоленского князя. В ночь на 24 ноября сторож кафедрального собора, в котором стояла чудотворная икона, получил повеление от Божией Матери объявить Меркурию: “Меркурий, изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица”. Сторож тотчас же пошел к Меркурию и объявил ему это. Меркурий, надев воинские доспехи, поспешил в храм к чудотворной иконе и там услышал от Нее голос, говоривший: “Меркурий, посылаю тебя оградить Дом Мой. Властитель ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой, но Я умолила Сына и Бога Моего о Доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведующих о нападении ратных; Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему. Но там вместе с победой ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа”. Со слезами пал ниц Меркурий перед святою иконою и, свято исполняя волю Богоматери, без страха один пошел на врагов. Ночью он незримо проник в неприятельский стан и убил татарского великана, на которого татары надеялись больше, чем на весь остальной свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Татары в ужасе видели около него величественную светозарную Жену и молниеносных мужей и обратились в бегство. Но в последний момент Меркурий, как и предрекла ему Божия Матерь, сам был поражен в голову и пал мертвым. Татары бежали, а тело святого мученика с честью было погребено в соборной церкви. День 24 ноября торжественно праздновался в Смоленске всенощным бдением и благодарственным молебствием перед чудотворной иконой Одигитрии. Самый праздник в честь этой иконы совершается> 28 июля. Чудотворных списков с этой иконы известно в России более 30.
Заветной святыней древней русской столицы Москвы является чудотворная икона Божией Матери Ивер-ская. Она была написана на Афоне 1-й прислана в Москву при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне в XVII веке. Несмотря на ее недавнее происхождение, сравнительно с другими иконами, почитание ее чрезвычайно распространилось и укрепилось — она как бы вошла в обиход Москвы, слилась с бытом ее жителей. Находилась она в Иверской часовне (в 1929 г. разрушенной), в самом средоточии московской жизни, недалеко от кремлевских стен и исторической Красной площади. С раннего утра до поздней ночи можно было видеть множество людей, входящих в эту часовню, чтобы поклониться святыне и помолиться перед ней о своих скорбях и нуждах. Многие представители крупных московских фирм не начинали своего рабочего дня, не побывав у Иверской, редкий учащийся не заходил к ней перед экзаменами; даже многие хваставшие своим неверием в трудные минуты жизни прибегали к Иверской — столь велико было ее почитание у жителей Москвы. Икону почти круглые сутки возили по домам людей, желающих принять ее у себя. Московская Иверская икона, может быть, единственная в мире святыня, которая никогда не бывала запертой, никогда не оставалась без присутствия при ней значительного количества людей. Возили ее из дома в дом даже по ночам, ибо всегда было слишком велико число людей, желавших принять ее у себя на дому. Сколь знаменательно то, что священный лик Богоматери постоянно объезжает город, посвященный Богоматери! Праздник ее совершается трижды в году: 12 февраля, 13 октября и на третий день Пасхи.
Описание чудотворных икон Божией Матери, явленных на нашей Родине, можно было бы продолжать до бесконечности, ибо почти не было у нас на Святой Руси града и веси, в которых бы не почитались свои чудотворные иконы, причем многие из них представляли собой списки наиболее чтимых икон, особенно Казанской, Владимирской, Знамения, Смоленской - Одигитрии, которые как и их оригиналы, прославились чудотворениями.
Из других чудотворных икон, прославившихся у нас на Родине, замечательны:
Ахтырская, Байвузская, Балыкинская, Барловская, или “Блаженное Чрево”, Барская, Благовещение, “Благодатное Небо”, “Благоуханный Цвет”, Боголюбская, Борщаговская, Браиловская, Братская, Беловежская, “Взыграние”, “Взыскание погибших”, Виленская, Волоколамская, Воргольская, “Всех скорбящих Радосте”, “В скорбех и печалех Утешение”, Выдропусская, Галатская, Галичская, Гербовецкая, Глинская, Гребневская, Грузинская, Далматская, Двинская, Девпетерувская, Дехтеровская, Донская, Дубо-вичская, Дубенская, Домницкая, Елецкая-Черниговская, Елецкая, Эфесская, “Живоносный Источник”, Жировицкая, Заоникиев-ская, Златоворотская, Игрицкая-Смоленская, “Избавление от бед страждущих”, Ильинская-Черниговская, Исааковская, Иерусалимская, Калужская, Касперов-ская, Кипрская, Киево-Печерская, Козелыцанская, Колочская, Коневская, Корсунская, Костромская, Купятицкая, Леньковская, Леснинская, Любечская, Мак-симовская, Мглинская, Ме-жецкая, Мельнинская, Минская, Мирожская, Моденская, Молдавская, Молченская, Мохнатинская, Муромская, Нарвская, “Неопалимая Купина”, “Нерушимая Стена”, “Неувядаемый Цвет”, “Нечаянная Радость”, Новгородсеверская, Новодворская, Новоникитская, Овиновская, Озерянская, Оковицкая, или Ржевская, Оконская, Оранская, Орловская, Остробрамская, Пермская, Петровская, Пименовская, Писидийская, Почаевская, “Призри на смирение”, Псково-Печерская, Псково-Покровская, Путивльская, Раковская, Ржевская, Рудненская, Репицкая, Свенская-Печерская, Святогорская, Себежская, Седмигородная, Седмиезерная. Селигерская, Се-рафимо-Понетаевская, Словенская, Сокольская, Сосновская, “Споручница грешных”, Старорусская, Страстная, Сурдегская, Сырков-ская, Сямская, Тамбовская, Теребинская, Тобольская, Толгская, “Трех Радостей”, Троеручица, Тотемская, Тупичевская, “Умиление”, “Успение”, Устьнедумская, Устюженская, Устюжская, “Утоли моя печали”, Филермская, Хлебенная, Холмская, Хутынская, Царево-кокшайская, Цареградская, “Целительница”, Ченстоховская, Черниговская, Чирская, “Чудесно изобразившаяся”, Шуйская, Югская, Ярославская, Яскинская, Яхромская, Феодоровская-Одигитрия, Феодотьевская...
Стыдно русскому человеку не знать всего этого: стыдно не знать дивного покрова Божией Матери над Россией. Не знать этого — значит не знать подлинной русской истории вообще. Ведь недаром и праздник Покрова Пресвятыя Богородицы является чисто русским национальным праздником, ибо никакая другая христианская страна не испытывала на себе так часто и так ощутимо чудесного заступничества Божией Матери в самые критические моменты своего исторического бытия.
Почему же это? Чем можно объяснить это?
Очевидно, потому, что сердцу русского человека, глубоко воспринявшему евангельское учение, особенно близки и дороги были возвышенные добродетели Пресвятой Девы: Ее девственная чистота и целомудрие, Ее смирение и послушание, преданность воле Божией. За эти добродетели русский народ особенно нежно и благоговейно чтил Ее, преклоняясь пред Нею как перед достойнейшим сосудом великой тайны воплощения Сына Божия, а Она в ответ на это благоговейное почитание Ее являла знамения своего особого благоволения и покровительства русскому народу, сделавшись для него воистину “Необоримой Стеной”, “Источником чудес” и “Заступницей усердной”, как именует он Ее в своих молитвенных песнопениях.
Из всех праздников, после праздника Светлого Христова Воскресения, больше всего чтил русский народ праздник Успения Пресвятой Богородицы, называя его “Богородичной Пасхой”. Сердцем своим живо ощущал русский человек великую истину слов тропаря этого праздника: “Во успении мира не оставила еси, Богородице”. Живо чувствовал он, что через Свое успение Пречистая Матерь Божия стала еще ближе, еще дороже всем верующим христианам, ибо сделалась всесильной Ходатаицей за них перед престолом Возлюбленного Сына Своего, “в молитвах неусыпающей” и “в предстательствах непреложным упованием”. Вот почему огромное большинство храмов на Русской земле посвящено было именно этому празднику — Успению Пресвятой Богородицы, что дало основание многим называть этот праздник русским национальным праздником. Недаром в самом сердце Святой Руси — в стольном граде Москве — еще издревле воздвигнут собор в честь Успения Пресвятой Богородицы — древнейшая и заветнейшая святыня русского народа, где находилась Владимирская чудотворная икона Божией Матери. Построение этого величественного храма тесно связано с началом возвышения Москвы и величия ее как центра, вокруг которого объединилась вся Русская земля. Переселившись в тогда еще совсем маленький и незначительный город Москву, Первосвятитель Русской Церкви Митрополит Петр завещал московскому князю Иоанну Калите, тогда еще не бывшему великим князем, построить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и похоронить себя в нем, причем произнес следующее замечательное пророчество:
“Если ты меня послушаешься, сын мой, то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и город твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем...” Мы видим, как скоро исполнилось это пророчество: уже через два года после кончины святителя Петра Иоанн Калита сделался великим князем, а Москва, быстро возвышаясь, скоро стала столицей Русского государства. Замечательно, что духовный оплот Юго-Западной Руси — Киево-Печерская Лавра также посвящена Успению Пресвятой Богородицы; этому же празднику посвящена и знаменитая Почаевская Лавра, имевшая такое большое значение в борьбе за святую православную веру подъяремного русского народа, оказавшегося под чужеверной властью. Поразительно, что и самая крайняя, западная, ветвь русского народа, никогда не находившаяся в пределах Русского государства и более 900 лет пребывавшая под мадьярским игом, так называемые угророссы, или карпатороссы, тоже выше всех праздников доселе чтет праздник Успения Пресвятой Богородицы. Главная святыня Карпатской Руси и оплот Православия в ней, до торжества насильственно навязанной унии,— Успенский монастырь на Чернечьей горе, близ Мукачева.
И пока чтил русский народ свою Заступницу и Покровительницу Пречистую Матерь Божию, счастливо жилось на Русской земле, которую благословил Господь всяким изобилием, так что хлебом ее кормились народы мира. Росла и ширилась она, процветала и благоденствовала, восходя от силы в силу. Но позавидовал благоденствию русского народа враг вселукавый, возненавидел Русскую землю — Дом Пресвятой Богородицы, оплот истинной веры православной — и замыслил уничтожить ее. Все дальше и дальше отводил враг русский народ от веры отцов, все больше и больше отравлял его душу материализмом, неверием и безбожием, лукаво внушая ему, что это и есть истинные блага. И отступил русский человек от своего исторического призвания быть хранителем единой истинной, единой спасающей святой православной веры. Отвернулся от Божественного лика Пречистой своей Заступницы и Покровительницы, забыл все бесчисленные благодеяния Ее. Удивительно ли после этого, что Русскую землю постигли такие страшные кровавые бедствия. Слишком велико было падение русского народа. И этот тяжкий грех богоотступничества и богоборчества мог быть очищен только поистине огненным испытанием, слезами и кровью. Вот почему так называемое Белое движение не имело успеха. Мало было бы одного внешнего освобождения. Ничего не дало бы оно русскому народу, в душах которого продолжал бы жить яд сатанинский. Только путем тяжких страданий мог очиститься русский человек от страшного грехопадения своего. И эти страдания были даны русскому народу — попущены ему на пользу.
Мы верим, что эти страдания промыслительно попущены Богом, мы верим, что Матерь Божия не отступила от русского народа окончательно, что не предаст Она его в бездну падения, но пошлет ему избавление, как во времена древние, когда обратится он к Ней в слезах покаяния: “Владычице, помози на ны милосердовавше, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы”. Что это так и что Матерь Божия не отняла окончательно Своего покрова над Русской землей, свидетельствует замечательное явление последней нашей чудотворной иконы в самый день отречения Государя Императора Николая Александровича, 2 марта 1917 года,— Божией Матери Державной. Эта икона представляет собой Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью, одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской землей. И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, неизбежно вызванные его беснованием, и терпеливо ждет, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу.