САМООТВЕРЖЕННАЯ ЛЮБОВЬ
САМООТВЕРЖЕННАЯ ЛЮБОВЬ
Любовь... не ищет своего 1 Кор. 13, 5
“Без Меня не можете делать ничего”,— говорит Бог [Ин. 15, 5]. Но “Бог есть любовь”. Я поэтому без любви нет духовной жизни, нет целительного общения души с Богом, нет зарождения и развития веры, смирения, кротости, благочестия и других добродетелей, одухотворяющих душу.
Любовь в лице Христа явилась в грешный, растленный мир, и любовь победила и возродила мир [Ин, 16, 33]. Ею побеждали апостолы, ею во все времена побеждали пастыри Церкви и ученики Христовы. И ею, только ею можем и мы обеспечить себе доступ к сердцу ребенка на всю нашу жизнь.
Когда апостол Иоанн, любимейший из учеников Христа, ослаб от старости и не мог более проповедывать, он только повторял всем: “Дети, любите друг друга”. А святитель Амвросий Медиоланский говорил:
Люби и делай, что хочешь. И по словам Господа, на двух заповедях любви к Бoгy и ближним “утверждается весь закон и пророки” [Мф. 22. 37—40].
“Любовь... есть совокупность совершенства” — говорит апостол Павел, оставивший нам гимн любви — тринадцатую главу 1-го послания к коринфянам. Эта глава написана с неподражаемой силой и глубиной мысли. По ней мы можем поставить диагноз и'для своего состояния в отношении любви — этой основы всех добродетелей.
Все мы думаем, что любим наших детей. Это кажется естественным, это благодатный закон природы, из которого мы не считаем себя исключением. Да и кого же любить, как не своих детей? Но апостол Павел глубоким анализом свойств любви обличает нас.
“Любовь не раздражается”, — пишет апостол Павел. Проверим себя — так ли мы любим своих детей, чтобы никогда не раздражаться на них?
“Любовь... не ищет своего”. А наши запросы на свою “личную жизнь”, “личные интересы”, развлечения и т. п.?
Не будем же удивляться, что путь к сердцу ребенка не открыт для нас в полной мере. Признаем этот факт, и пока еще есть время, постараемся исправить наши упущения и овладеть сердцами своих детей. Для этого надо самих себя всецело отдать детям, сделаться не только их наставниками и воспитателями, но и ближайшими друзьями, сродниться с их интересами и запросами.
Чадолюбивая матерь, — говорит преподобный Серафим, — не в свое угождение живет, но в угождение детям. Немощи немощных чад сносит с любовью; в нечистоту впадших очищает, омывает тихо, мирно, облачает в ризы белые и новые, обувает, согревает, питает, промывает, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтобы никогда не слышать ей малейшего их вопля. И таковые часто бывают благорасположены к матери своей. Итак, надо окружить детей мудрой заботой, вниманием, лаской и нежностью, и вместе с тем, когда надо, увещеванием и взыскательностью. Ребенок оценит заботу и внимание, в каких бы формах они ни проявлялись, если только “все у вас будет с любовью” [1 Кор. 16, 14], если во всех словах наших он будет слышать и чувствовать любовь. Сердце детское чутко и отзывчиво, и, когда мы все свое сердце ради Господа и Его заповедей отдадим детям, они отдадут нам свое.
Законы любви всюду одни. “Сын Мой, дай Мне твое сердце”, — требует Бог от человека, Бог-ревнитель... [Притч. 23, 26]. Он требует так потому, что любит человека Сам и хочет при ответной любви безмерно умножить к нему Свою благодать. Здесь приложение Евангельского закона — давайте. и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше [Лк. 6, 38]. Не будем же жалеть себя ради своих детей. Они все вернут вам в свое время сторицей. Пожертвуем им нашими пресловутыми “личными интересами”, “личной жизнью” и развлечениями. Оставим все, что только может отвлекать и отдалять от детей.
По установленному для человечества Богом закону муж — это питатель семьи и поэтому не может все свое время проводить в ней. Но мать должна принадлежать только семье и детям. Только в их воспитании и заботе о семье заключается ее долг пред Богом, государством, обществом и мужем.
Отвлечение матери от семьи для заработка — это величайшее несчастье для детей, это семейное бедствие, нарушение целости и единства семьи. Чаще всего это доказательство недостаточной любви к детям, признак духовной болезни матери и ее маловерия. Сторонний заработок матери может быть оправдан только для вдовы.
Но и здесь при твердой вере и крепкой молитве к Господу и Его Матери можно избежать бедствия и находить себе пропитание, не бросая детей. Бог есть Бог милости, Который “сира и вдову приимет”. И Он всесилен находить пропитание для вдов, не отделяя их от детей. Может быть, нужно встретить бедность и нужду, но они несравнимы с бедствием разлучения детей от матери.
История церкви дает многочисленные примеры особого Божьего Промысла о благочестивых вдовах. Мы знаем еще ветхозаветную историю о чудесном пропитании вдовы в Сарепте Сидонской. Эта вдова была благочестивее всех вдов израильских и за это она не имела нужды во время
великого голода, как об этом свидетельствует Сам Господь [ЗЦар.17,10; Лук. 4, 25—26].
Глубокий знаток жизни — царь и пророк Давид говорит: “Я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба” [Пс. 36, 25]. Но то, что имело место в Ветхом Завете, тем более осуществляется в Новом, когда безмерно приумножилась Благодать.
Поэтому ничего не может оторвать детей от матери, с верою отдавшей себя в руки Промысла Божия и прежде всего ищущей Царствия Божия. Как в первые века христианства, такая семья будет составлять из себя домашнюю церковь. В такой семье, связанной любовью в одно целое, будут господствовать иные взаимоотношения, чем в греховном мире и не будет деления на поколения, не понимающие одно другое — на “отцов и детей”.
Семья — это крепость, на которую “враг человеков” не устает нападать. Страшно разделение семьи. Спаситель говорит: “И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот” [Мк. 3,25]. Главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Будем же беречь любовное единство семьи. Будем помнить и прежде всего в семье исполнять первую по значению и последнюю повремени заповедь Господа: “любите друг друга, как Я возлюбил вас” [Ин. 13, 34].
Семья христианина — отец, мать и дети — это образ Святой Троицы на земле.
И как Святая Троица — одно целое, так и спаянная любовью христианская семья должна в духе и любви быть одним целым. В этом ее сила и ее счастье и здесь, на земле, и в этом залог ее бесконечной радости в вечности. И пусть незыблемое единство семьи будет и целью, и путеводным маяком в жизни родителей.
В единстве семьи — Тайна Святой Троицы, Ея “неслиянности и нераздельности”. Истинно любящий живет не собою и не для себя, а теми и для тех, кого любит: его чувства и мысли посвящены только жизни любимых. Его душа неотделима от них, и ни разность места, ни течение времени не отделяет ее от любимых. Любовь сильнее смерти, и ничто не может преодолеть или победить любовь.
Так в истинно христианской, любящей семье отец живет не собою, но женою и детьми, жена — мужем и детьми, а дети душою неотделимы от любимых родителей.