Системный интегратор

Сибирские архиепископы и митрополиты

1. СИБИРСКИЕ АРХИЕПИСКОПЫ И МИТРОПОЛИТЫ.

В сентябре 1620 года по повелению царя Михаила Феодоровича, благословению патриарха Филарета, Священный собор учредил особую Сибирскую и Тобольскую епархию, с кафедрою в Тобольске.

  1. КИПРИАН (Старорусенников) — первый архиепископ Сибирский и Тобольский, поставленный патриархом Филаретом. Прибыл в Тобольск 30 мая 1621 г. Ранее был архимандритом Спасо-Хутынского Новгородского монастыря. Вскоре по прибытии, он призвал к себе оставшихся еще в живых товарищей Ермака, собрал от них сведения о походе в Сибирь и сведения эти велел записать (они легли в основу последующих Сибирских летописей, но до нас не дошли), он же записал в Тобольский синодик имена павших в битвах сподвижников Ермака и приказал их поминать в церквах. Кроме того, он же положил начало обращению в христианство Сибирских инородцев и основал несколько монастырей. Епархией он управлял недолго: 1624 г. он назначен был митрополитом Крутицким, а затем был митрополитом Великоновгородским и Великолуцким с 1626 г. по 1635 г. Скончался в 1635 г.
  2. МАКАРИЙ (Кучин) - архиепископ, с 1 апреля 1625 г. по 1636 г.
  3. НЕКТАРИЙ (Теляшин) - архиепископ, с 1 апреля 1636 г. по 1640  г. (При нём, в 1637 г., с разрешения архиепископа, протодиакон Тобольского собора Матвей написал икону Абалакской Божией Матери, по случаю видений страждущих.
  4. ГЕРАСИМ (Кремлев) - архиепископ, с 1640 г. по 1650 г., был искусным иконописцом.
  5. СИМЕОН - архиепископ, с 9 марта 1651 г. по 1664 г. Ранее был игуменом в Калуге.
  6. КОРНИЛИЙ - архиепископ, с 1664 г. В 1668 г. учреждена Сибирская митрополия: архиепископ Тобольский Корнилий вызван в Москву, где и был возведен в сан митрополита царствующего града Тобольска и всея Сибири, после чего он возвратился в Тобольск в том же году. Новая митрополия была поставлена в 4-ой степени, после Новгородской, Казанской и Астраханской. Митрополиту даны были саккос, белый клобук и трикирии для осенения; в неделю ваий (это - Вербное воскресенье, праздник, напоминающий о въезде Иисуса в Иерусалим. В Москве в этот день, по обряду и обычаю на осле торжественно восседал патриарх, а под уздцы вел осла сам царь) он садился на осла, которого водили первые воеводы города Тобольска, но обряд этот был отменен в 1677 г.
    При митрополите Корнилии было установлено в 8 день июля (по ст. ст.) приносить ежегодно из Абалацкого монастыря в Тобольск явленную Икону Божией Матери. Указанием к этому было страшное в Тобольске наводнение от проливных дождей в 1665 г. С принесением Иконы мгла рассеялась, облака исчезли, дождь прекратился и сделалось вёдро. Митрополит Корнилий скончался в Тобольске 23 декабря 1678 г. в схиме.
  7. ПАВЕЛ 1 - митрополит в 1678 - 1692 гг. Предания сообщают, что Преосвященный Павел проявлял особенную заботливость о возведении в Восточной Сибири храмов Божьих. В 1681 г. царем Феодором Алексеевичем с благословения патриарха Иоакима была отправлена в г. Тобольск из Москвы полная миссия из 12 человек под начальством игумена Темникова Сретенского монастыря Феодосия. Именно тобольский митрополит Павел, по прибытии этой миссии в Тобольск, отправил её в Даурию (Забайкалье) на р. Селенгу, для построения монастыря и церкви во имя Св. Троицы и для обращения иноверцев в православную веру. Прибыв в Забайкалье, миссионеры основали Троицко-Селенгинский монастырь и положили начало Посольскому Спасо-Преображенскому монастырю.
    Митрополит Павел скончался в Тобольске 4 января 1692 г.
  8. ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков Иван Степанович) - митрополит в 1692 - 1701 гг. (Принял монашество в 1677 г. в Соловецком монастыре). По благословенной грамоте митрополита Игнатия освящена церковь в Пекине для русских, при разорении Албазина захваченных в плен со священником Максимом Леонтьевым, которому Игнатий писал утешение: «да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех плененных с тобою, о вашем таковом случае ! понеже воле Божией кто противиться может ? А пленение ваше не без пользы Китайским жителям, яко Христовы православныя веры свет им вами открывается.» Сей же Святитель Игнатий производил в сан архимандрита настоятеля Троицко-Селенгинского монастыря Мисаила и благословил ему совершать священнослужение с набедренной палицей и в митре. Скончался в 1701 г.
  9. Св. ДИМИТРИЙ (Туптало) - митрополит в 1701 - 1702 гг., отказался ехать в Сибирь, по слабости здоровья своего, после чего назначен был митрополитом Ростовским и Ярославским (был в 1702-1709 гг.); впоследствии указом Св. Синода 1757 г. причислен к лику святых.
  10. Св. ФИЛОФЕЙ (Лещинский) (1650-1727) - митрополит в 1702 - 1711 гг. Именно Филофею, по словам Филарета, (см. История Русской церкви. Сочинение Филарета, архиепископа Черниговского. 3, 4 и 5 выпуски. Чернигов, 1862 г.) по преимуществу принадлежит имя просветителя Сибири. Он окрестил до 40000 инородцев и воздвигнул между ними до 37 церквей. Церкви в крае устраивались на казенные деньги и частью на пожертвованные самим Филофеем и бывшим тогда губернатором кн. Гагариным. Чтобы глубже утвердить христианское учение, кроме определения священников и миссионеров, Филофей брал у остяков детей для обучения русской грамоте и закону Божию в школы миссионеров, а лучших из учеников отсылал в Тобольскую славяно-латинскую школу. Святитель Филофей, в 1705 г. отправил первую духовную миссию на Камчатку под начальством архимандрита Мартиниана, которого привез с собою из Киева. В 1706 г., по его настоянию, открыто при тобольской митрополии Иркутское викариатство. Викарным епископом был рукоположен Варлаам Коссовский, также, как и Мартиниан, привезенный Святителем Филофеем с Украины. Он же, около 1707 г. отправил первую духовную миссию в Монголию к Хутухте для разведывания о буддийской вере и, если будет можно,- для обращения буддистов в христианство.
    В 1709 г., по случаю тяжкой болезни, преосвященный Филофей принял схиму с новым именем Феодора, отказался от управления епархией, и в начале 1710 г. отправил в Москву митрополичью ризницу к посвящению себе преемника, и удалился на покой в устроенный им Тюменский Троицкий монастырь.
  11. ИОАНН (Максимович) - митрополит с 14 августа 1711 г. по 10 июня 1715 г. (Ранее, с 1697 г. по 1711 г. был архиепископом Черниговским и в 1702 г. основал в Чернигове училище духовных высших наук. В том же, 1702 г. такое же училище было открыто в Ростове Св. Димитрием Туптало). В его управление была отправлена из Тобольска первая духовная миссия в Китай под начальством архимандрита Иллариона Лежайского.
    Как пишет протоиерей А. Сулоцкий о его кончине в 1715 г. «10 июня, когда церковь празднует память священномученика Тимофея, епископа прусского преосвященный Иоанн торжественно отслужил литургию; после литургии угощал столом градское духовенство и нищих, при чем сим последним сам прислуживал; после стола простился с духовенством, но удержал на некоторое время двоих - более любимых им священников. Что говорил с ними, не известно, только отпустил и их, он заперся в своих внутренних покоях. Вечером жители Тобольска, приведенные в недоумение рассказами о прощании преосвященного с духовенством, сильно обеспокоились тем, что во всем городе не было благовеста к вечерням, много и долго спустя после обыкновенного срока. Те, на коих лежала обязанность испрашивать благословение, равно как и служашие при архиерейском доме, уже много раз приходили к келье преосвященного, стучались и звали его; но ни двери не отворялись, ни голоса не было. Наконец приехал в архиерейский дом Губернатор, которым в то время был князь Гагарин. После новых, но и опять тщетных попыток вызвать преосвященного, князь, принимая ответственность пред ним на себя приказал ломать двери. Что же представилось, когда двери были отворены ? - Митрополит в молитвенном положении на коленях стоял пред иконою Спасителя и давно уже мертвый.»
  12. ФЕОДОР (Филофей Лещинский) – схимонах-митрополит в 1715 - 1721 гг. В апреле 1719 г. посетил Забайкалье: Верхнеудинск, Селенгинск, Нерчинск. В Верхнеудинске, по просьбе прихожан Спасской церкви, рукоположил к той церкви священника Иоанна Никифорова. 26 апреля 1718 г. в Пекине скончался архимандрит Илларион Лежайский и поэтому митрополит Феодор писал из-за Байкала 4 апреля 1719 года к Сибирскому Губернатору князю Гагарину, находившемуся тогда в Петербурге: «И впредь есть надежда (на прославление имени Божия среди Китайцев), аще Ваше Сиятельство примите по Бозе ревность и с Преосв. Стефаном (Яворским) посоветовав, доложите Его Царскому Величеству и, избрав добраго и мудраго человека, туда в Царство (Китайское) пошлете не замедля. А еще хотя бы и чином Архиерейским, Архиепископом почтити и клиру с ним человек 15 послати; понеже то они Китайцы разумеют, что Его Царское Величество для укрепления вечнаго мира таких людей пришлет.» В 1720 г. митрополит Феодор в Иркутске своего архидиакона Антония Платковского произвел в архимандриты для Иркутского Вознесенского монастыря и Антоний Платковский, по собственным словам его находясь после производства в архимандриты в Вознесенском монастыре недели три, самолично Святителем Феодором отправлен был в Пекин с послом Львом Васильевичем Измайловым, который добился согласия китайских властей на строительство церкви и жилых помещений для духовной миссии. Митрополит Феодор, в 1721 г. окончательно, по недугам своим, сошел на покой, и скончался в Тюменском Троицком монастыре 31 мая 1727 г., на 77 году своей жизни.
  13. АНТОНИЙ (Стаховский) - митрополит с 5 марта 1721 г. по 1740 г. Ранее был с 1712 г. архиепископом в Чернигове, произведен в сан митрополита в Санкт-Петербурге в присутствии Петра 1. Вместе с ним был хиротонисан в сан епископа Св. Иннокентий Кульчицкий. При митрополите Антонии, 15 января 1727 г. учреждена самостоятельная Иркутская епархия, первым епископом которой назначен Иннокентий Кульчицкий (Иннокентий святой, епископ Иркутский и Нерчинский, первый в Сибири прославленный Российской церковью чудотворец).
  14. НИКОДИМ (Сребницкий) - хиротонисан в 1740 г., но в Сибирь не поехал. (Ранее, с 1738 г. по 1740 г. архиепископ Черниговский. Позже, в 1742 - 1745 гг. на Санкт-Петербургской епархии).
  15. АРСЕНИЙ (Мациевич) - митрополит в 1741-1742 гг. Посвящен в митрополита Тобольского и Сибирского 26 мая 1741 г., а в Тобольск прибыл 18 декабря того же года. Пробыл по 10 февраля 1742 г. и выехал в Москву, где 31 мая 1742 г. Императрицей Елизаветой Петровной назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. Позже выступил против секуляризации монастырских земель и имущества; был низложен в 1763 г.и заточён в крепость в Ревеле (ныне Таллин), где скончался 28 февраля 1772 г. Погребен в русской Никольской церкви у правого клироса, в приделе Успения Богоматери. В 1922 г. вышло Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Св. Синода о восстановлении бывшего Ростовского митрополита Арсения Мациевича в митрополичьем достоинстве, снятом с него гражданским судом в царствование и по указу Императрицы Екатерины II.
  16. АНТОНИЙ II (Нарожницкий) — митрополит в 1742 - 1748 гг.
  17. СИЛЬВЕСТР (Гловатский) — митрополит в 1748 - 1755 гг.
  18. ПАВЕЛ II (Конюскевич) — митрополит в 1758 - 1768 гг. Впоследствии нетленное тело его покоилось в Успенской церкви Киево-Печерской лавры.
    В 1768 г. упразднена Сибирская митрополия, просуществовавшая ровно 100 лет, причем последний митрополит Павел Конюскевич отозван в Москву.

2. ИРКУТСКИЕ И НЕРЧИНСКИЕ, С 1894 г. ИРКУТСКИЕ И ВЕРХОЛЕНСКИЕ ИЕРАРХИ

  1. ВАРЛААМ (Коссовский) - епископ Иркутский и Нерчинский, викарий Тобольской митрополии с 1707 г. по 1714 г. Был в Киеве монахом Межигорской обители, затем до 1702 г. наместником Пустынно-Николаевского монастыря. Привезен в Тобольск митрополитом Филофеем и рукоположен в архимандрита. Посвящен в архиерея в Москве в 1707 г., но управление его было коротко, по причине тягот жизни. Прожил в Иркутске лишь 2, 5 года, и без указа уехал в Москву. В 1708 г. 18 апреля освящал в Иркутске Тихвинскую деревянную церковь, заложенную за год до его прибытия, в 1710 г., пред отбытием своим в Москву, освятил за Байкалом в Селенгинском Троицком монастыре деревянную церковь во имя Всех Святых над западными вратами. С его благословения, уже по отбытии его, освящена в Иркутске первая каменная церковь Спасская. И несомненная заслуга его в Восточной Сибири - в том, что он, чрез своё рукоположение, снабдил её священниками. С 1714 г. по конец 1720 г. епископ Тверской, с июня 1720 г. по 4 мая 1721 г. митрополит Смоленский. Скончался 4 мая 1721 г., тело покоилось в Смоленском Троицком монастыре, от входа на правой стороне главного храма.
  2. ИГНАТИЙ (СМОЛА) - епископ в 1721 г.(бывший митрополит Крутицкий). В Иркутск не поехал и умолил Петра I «избавить его от поездки в Иркутск и позволить ему ради его старости удалиться в Нилову пустынь на покой, на что Петр I и согласился.» (Ранее, с 1712 г. по 1719 г. епископ Суздальский и Юрьевский).
  3. СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ (Иоанн Кульчицкий) - первый самостоятельный епископ Иркутский и Нерчинский с 15 января 1727 г. по 27 ноября 1731 г. Фактически заступил на кафедру 26 августа 1727 г. Тогда в епархии было: в Иркутске 8 церквей и 2 монастыря; в Иркутском уезде 13 церквей, 1 монастырь и 1 Пустынь; в Селенгинском дистрикте 13 церквей и 2 монастыря; в Нерчинском дистрикте 7 церквей и 1 монастырь. В них несли службу священнического, монашеского и причетнического чина 286 человек.
    В 1764 г. обретены мощи Иннокентия нетленными. В 1804 г. указом Св. Синода от 1 декабря установлено праздновать память Иннокентия 26 ноября. В 1805 г. 9 февраля перенесены мощи святителя из пещеры в соборную церковь. В январе 1921 г. мощи Святителя Иннокентия были вскрыты воинствующими безбожниками, выставлены для всеобщего обозрения, а затем увезены из Иркутска. Долгое время они находились в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике и лишь 2 сентября 1991 г. вновь вернулись в Иркутск. В настоящее время мощи Святителя Иннокентия находятся в Знаменском кафедральном соборе города Иркутска.
  4. ИННОКЕНТИЙ II (Иоанн Нерунович) - епископ с 5 июня 1732 г. по 26 июня 1747 г. Был погребен в Братской Пустыне Иркутского округа.
    (НАФАНАИЛ - архимандрит Селенгинского Троицкого монастыря. Был временно в должности наместника с 1747 г. по 1753 г.)
  5. СВЯТИТЕЛЬ СОФРОНИЙ (Стефан Кристаллевский) - сын клирика, родился 25 декабря 1703 г. в местечке Березани Переяславского уезда, Полтавской губернии. Обучался в Переяславской духовной семинарии по латыни. В 1730 г. 23 апреля пострижен в монашество в Красногорском монастыре Полтавской губернии и наречен Софронием, был там же 13 лет настоятелем. В 1745 г. по указу Святейшего Синода был востребован в Москву в Александро-Невский монастырь, где за своё благочестие и трудолюбие избран наместником этого монастыря. Когда Иосаф Хотунцевский, вызванный в 1749 г. в Санкт-Петербург для рукоположения в епископа Иркутского, получил там другое назначение, Императрица Елизавета Петровна указала кандидатом на Иркутское епископство на благочестивого наместника Александро-Невской Лавры, архимандрита Софрония. 18 апреля 1753 г. в Санкт-Петербурге он был рукоположен во епископа и в августе того же года в Иркутске получен указ о назначении Софрония Иркутским епископом. Прибытие в Иркутск последовало 20 марта 1754 г. Иркутский летописец описывает встречу Преосвященного следующим образом: «для встречи из Собора со святыми образами Архимандрит Амвросий, следующий в Пекин, со священники и всеми церковниками вышли к церкви Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев, где Преосвященный, будучи облечен в Вознесенском монастыре, вышел из повозки, и шел за святыми образами в Собор. Во время же его из монастыря проезда и шествия в Соборе производился звон. А по приходе в Собор публично прочтена монахом Илиею Вепринским грамота, а за тем начата Божественная Литургия, которую отправил сам Преосвященный. По отправлении службы в препровождении Губернатора с чиновниками и гражданства он в карете переехал в квартиру, назначенную в доме Михаила Глазунова.» Скончался 30 марта 1771 г., погребен 9 октября в левом приделе старого собора.
    О прославлении Святителя Софрония принято Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Св. Синода 10(23) апреля 1918 г.
  6. МИХАИЛ (Матвей Миткевич) - был ректором Тобольской духовной семинарии, хиротонисан в Казани синодальным членом Вениамином, архиепископом Казанским и Варсонофием, епископом Вятским. Прибыл в Иркутск 17 марта 1773 г. Скончался 1 августа 1789 г. в Иркутске.
  7. ВЕНИАМИН (Багрянский) - обучался в Голландии, в Лейденском университете, был ректором Александро-Невской духовной семинарии. 9 декабря 1789 г. хиротонисан во епископа в Санкт-Петербурге в придворной церкви Зимнего дворца. Первый Иркутский Архипастырь из великороссиян, после предшествовавших ему епископов малороссов. Скончался 8 июля 1814 г. в Иркутске.
    «Вот тайна таин, предотвращающая внезапную смерть ! В Православной церкви есть молитва, следующая: Христианския кончины живота нашего, безболезненны, не постыдны, мирны.... у Господа просим ! Преосвященный Вениамин имел обыкновение каждый день к Вечерне и Утренне приходить в Кафедральный Собор (у Литургии быть не мог по занятиям епархиальным); и несмотря на глубокую преклонность лет и дебелость тела, всякий раз при возношении этой молитвы преклонялся до земли. И послушайте какая его была кончина. Почувствовав предсмертные припадки, он сказал явившемуся к услугам его врачу: надобно отдать долг природе. Приготовившись таинствами исповеди, причащения и елеопомазания, он ожидал разлучения души своей от тела, сидя в креслах. За несколько минут до кончины, его посетил Губернатор Трескин; прилично характеру того и другого распрощались. По выходе Губернатора, Преосвященный приказал явиться к себе консистории и спрашивал, нет ли дел, нет ли лиц, которые и которых мог бы он разрешить словом. Ему перечислили священнослужителей, состоявших в то время за вины свои под запрещением, - он всех простил и разрешил. Но еще вспомнил об одном, о котором забыла консистория, и не в состоянии уяснить себе его фамилию, твердил: еще есть ки... ки... Кирилов ? подхватил секретарь. «Да,- и его прощаю и разрешаю.» После этого закрыл глаза и заснул. Окружавшие с полчаса не смели нарушить этого торжественного покоя,- наконец приблизились, и в креслах сидел иерарх, уже охладевший. Такую мирную, непостыдную, безболезненную кончину вымолил себе теплой усиленной молитвой Преосвященный Иркутский Вениамин! Хотя секрет этот был известен его пастве и до него, но при виде такой его кончины, еще более утвердил веру в чудодейственную молитву.»
  8. МИХАИЛ (Матвей Герасимович Бурдуков) - первый Архиерей Иркутский из природных сибиряков, уроженец Тобольский. По окончании курса учения, он был священником, овдовев, был в сане архимандрита ректором Тобольской духовной семинарии, затем настоятелем в Твери Троицкого Калязинского монастыря, а 9 августа 1814 г. произведен в епископа Иркутского. В Иркутск прибыл и совершил первое служение литургии в кафедральном соборе, в главный храмовый праздник Богоявления, 6 января 1815 г. С 1826 г. архиепископ. Неоднократно посещал Забайкалье. Скончался 5 июня 1830 г. в Иркутске.
  9. ИРИНЕЙ (Иоанн Несторович — серб) - ранее, с 1826 г. по 1830 г. был епископом Пензенским - архиепископ с 26 июня 1830 г. по 28 июня 1831 г. Увольнение последовало вследствие доноса на него генерал-губернатора Лавинского, коим этот архипастырь обвинялся, между прочим, в политической неблагонадежности; ему приписывался какой-то «обдуманный план». (Местному начальству не нравилось, что Архипастырь иногда говаривал с кафедры горькую правду). Был отправлен на жительство в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь. В месте своей ссылки он вел жизнь строго подвижническую и приобрел к себе глубокое уважение и любовь со стороны жителей Вологды, подобно тому как и раньше он был любим Иркутской паствой. Впоследствие он получил разрешение на архиерейское служение и в 1848 г. был переведен в Ярославскую Толгскую обитель, где и скончался в 1864 г.
  10. МЕЛЕТИЙ (Леонтович) - архиепископ с 18 июля 1831 г. по 22 июня 1835 г. (Ранее, с 1826 г. по 1828 г. епископ Чигиринского викариатства Киевской и Галицкой епархии, затем с 1828 г. по 1831 г. епископ Пермский и Екатеринбургский. В 1835 - 1840 гг. архиепископ Харьковский и Ахтырский).
  11. ИННОКЕНТИЙ (Александров) - родился 8 июня 1793 г. в Астрахани, где отец его был благочинным и протоиереем кафедрального собора. Окончив курс в Астраханской духовной семинарии, был отправлен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, по выходе из которой в 1819 г. занимал следующие должности: в Твери и Новгороде инспектора семинарии, в Смоленске - ректора. В 1832 г. хиротонисан во епископа Харьковского, где был с 19 мая 1832 г. по 22 июня 1835 г. Затем переведен епископом Иркутским и Нерчинским, где был с 22 июня 1835 г. по 23 апреля 1838 г. После был епископом Екатеринославским с 23 апреля 1838 г. по 19 августа 1853 г. Оттуда был уволен на покой в Куряжский, что близ Харькова, монастырь, где прожил с 1854 г. Скончался 31 марта 1869 г. Погребен 6 апреля 1869 г. в общей усыпальнице харьковских иерархов под церковью Страстей Господних в Харьковском архиерейском Покровском монастыре близ гроба Высокопреосвященнейшего Архиепископа Мелетия Леонтовича (см. выше).
  12. НИЛ (Николай Федорович Исакович) - родился в 1796 г. в семье священника в г. Могилев. По окончании Санкт-Петербургской Духовной академии, 22 августа 1825 г. пострижен в монашество и назначен инспектором и профессором философских наук в Черниговской семинарии. В 1828 г. бакалавр и инспектор Киевской духовной семинарии, в 1830 г. - ректор Ярославской семинарии с возведением в сан архимандрита, в 1835 году (8 декабря) хиротонисон во епископа Вятского. С 23 апреля 1838 года епископ Иркутский и Нерчинский, архиепископ с 1840 года по 24 декабря 1853 года. Затем архиепископ Ярославский. Один из образованнейших Сибирских иерархов, ему принадлежит сочинение «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» и другие материалы, касающиеся Сибири, напечатанные в епархиальных ведомостях и различных изданиях. Неоднократно посещал Забайкалье, основал в Тункинской долине Ниловскую Пустынь во имя преподобного Нила Столобенского. Имел высшие награды - драгоценную панагию при Высочайшем рескрипте, бриллиантовый крест на клобуке и орден св. кн. Александра Невского. Он был почетным членом Санкт-Петербургского и Казанского университетов. Преосв. Нил известен своей миссионерской деятельностью: он обратил 25 тысяч язычников ко Христу, крестив членов семейства тайши 27 родов балаганских бурят, им были воздвигнуты в Сибири до 76 церквей, организовано миссионерство и для проповеди между инородцами вызваны ревнители миссионерского дела священник Вениаминов (впоследствии Иннокентий, митрополит Московский) и Хитров (впоследствии епископ Дионисий), устроено в Иркутске училище девиц духовного звания.
    Но главная заслуга оказана им переводом Евангелия, Апостола, Октоиха и других богословских книг на бурятский язык и составление грамматики этого языка. Скончался архиепископом Ярославским и Ростовским 21 июня 1874 г.
  13. АФАНАСИЙ (Андрей Соколов) - ранее, с 1841 г. по 1853 г. епископ Томский и Енисейский, затем архиепископ Иркутский с 24 декабря 1853 г. по 3 ноября 1856 г. Позже архиепископ Казанский и Свияжский, с конца 1866 г. проживал на покое в Кизическом монастыре под Казанью, где и скончался 2 января 1868 г. Предан земле 4 января у левой стены, служащей основанием арки на левой стороне в главном алтаре Кафедрального Собора г. Казани. Пожертвовал в Казанскую Академическую Библиотеку 1318 сочинений разных авторов по разным наукам, в 2105 томах.
  14. ЕВСЕВИЙ (Евфимий Орлинский) - епископ с 3 ноября 1856 г., архиепископ с 1858 г. по 13 сентября 1860 г. Скончался 21 февраля 1883 г. в Могилевском Богоявленском братском монастыре в возрасте 73 лет. (Был с 1850 г. по 1856 г. епископом Самарским и Ставропольским, а с 1860 г. по 1882 г. архиепископом Могилевским и Мстиславским).
  15. ПАРФЕНИЙ (Петр Попов) - уроженец Воронежский, хиротонисан во епископа в 1854 г. к Томской и Енисейской епархии. Архиепископ с 13 сентября 1860 г.; прибыл в Иркутск 21 декабря того же года. В 1861 г. посетил все Забайкалье «употребив в дело единственную возможную верховую езду». Скончался 21 января 1873 г. в Иркутске.
  16. ВЕНИАМИН (Василий Антонович Благонравов) - епископ с 8 марта 1873 г., архиепископ с 1878 г. по 2 февраля 1892 г. Родился 25 января 1825 г. в с. Тарадеях, Шацкого уезда, Тамбовской губернии, в семье священника. Первоначальное обучение получил в духовном училище, затем в Тамбовской Духовной семинарии и, наконец, в Казанской Духовной Академии, где в 1849 г. и принял монашество. По окончании курса в академии в 1850 г. со степенью магистра он два года оставался здесь профессором церковной истории, а затем в 1858 г. был назначен ректором Томской духовной семинарии. Здесь он служил до 1861 г., когда был назначен ректором же в Костромскую духовную семинарию, куда, однако, благодаря преосвященному Томскому Порфирию не уехал, а был преосвященным Иркутским Парфением вызван в Иркутскую духовную миссию начальником. 20 мая 1862 г. почти чрез год после приезда в Иркутск по представлении преосвященного Парфения получил епископский сан и сделан был епископом Селенгинским, оставшись в то же время и начальником Забайкальской миссии. Миссионерское дело пришлось более по душе ему, чем управление семинарией. Он начал учреждать миссионерские станы, заводить в них школы, издавать на бурятском языке небольшие религиозно-нравственные сочинения, доступные пониманию бурят. Так дело шло до 1868 г., когда он был переведен из викариев на самостоятельную камчатскую кафедру, где и пробыл до 1873 г. 31 марта 1873 г. по представлению Иннокентия митрополита Московского и Коломенского был назначен на иркутскую кафедру после смерти преосвященного Парфения, а через пять лет, именно в 1878 г., возведен в сан архиепископа. Преосвященный Вениамин отличался гуманностью, добротой и доступностью. Слова во время богослужения он произносил экспромтом, говоря их всегда просто, понятно для всех. Скончался 2 февраля 1892 г., погребен в усыпальнице под главным алтарем нового кафедрального Казанского собора.
  17. ТИХОН (Михаил Михайлович Троицкий- Донебин) - сын диакона, родился 4 января 1831 г. в селе Сушкове, Зарайского уезда, Рязанской губернии. По окончании курса Рязанской духовной семинарии со званием студента 7 марта 1853 г. рукоположен во священника к Иерусалимской церкви г. Рязани. После смерти жены в 1858 г. вступил студентом в Санкт-Петербургскую Духовную Академию и кончил её со степенью кандидата богословия. 14 сентября 1861 г. пострижен в монашество с наименованием Тихона и определен преподавателем в Новгородскую духовную семинарию, позднее был в ней инспектором. В 1871 г. назначен исполняющим должность ректора Кавказской семинарии. 18 июля 1882 г. хиротонисан в Санкт-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. 8 марта 1886 г. переведен епископом Енисейским и Красноярским, а 23 марта 1892 г. назначен архиепископом Иркутским и Нерчинским согласно воле и желанию почившего владыки Вениамина, который и на смертном одре выражал желание иметь преемником Тихона. Скончался 28 июня 1911 г. Погребен в усыпальнице нового собора рядом с могилой Вениамина.
  18. СЕРАФИМ (Иаков Мещеряков) - родился 18 марта 1860 г. в семье крестьянина Пензенской губернии. 1885 г. - окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1888 г. - инспектор Холмской духовной семинарии, архимандрит. 1893 г. - ректор Тифлисской духовной семинарии. 1898 г., 23 августа - хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской еп. 1902 г., 4 июня - епископ Полоцкий и Витебский. 1911 г., 25 июля - архиепископ Иркутский и Верхоленский. 1915 г., 11 декабря - уволен на покой в Успенский монастырь близ Красноярска. 1916 г. - настоятель Николо-Бабаевского монастыря. 1918-22 гг. - архиепископ Костромской епархии. 1924-27 гг. - заключение на Соловках. 1927 г. - архиепископ Тамбовский. 1928 г. - архиепископ Ставропольский, затем митрополит. 1933 г., 11 августа - епархией не управлял. Год смерти неизвестен.
  19. ИОАНН (Смирнов II) - архиепископ с 26 января 1916 г. по 3 декабря 1918 г. Погребен в левом приделе старого собора г. Иркутска (В 1912 – 1916 гг. епископ Забайкальский и Читинский).
  20. ЗОСИМА (Сидоровский) АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ - родился в 1876 г. в Архангельской губернии - в. у. - епископ с 7 декабря 1918 г. по 1919 г. В январе 1920 г. арестован за контрреволюционную деятельность (Ранее с 10 августа 1914 г. по 7 декабря 1918 г. был епископом Киренским. После Иркутской епархии был в 1919 г. в. у. Красноярской, затем с октября 1922 г. по 1923 г. при Красноярской обновл.; в 1923 г. при Архангельской обновл. и с 4 апреля 1926 г. при Фрунзенской обновл.) (Снял сан, монашество и женился).
  21. ИАКОВ (Пятницкий) - митрополит с 29 мая 1920 г. по 12 июля 1920 г., затем на Томской в 1920 - 1921 гг. Был в возрасте 72 лет.
    1891 - 1892 гг. - епископ Балахнинскоговикариатства Нижегородской епархии.
    1892 - 1893 гг. - епископ Уманского викариатства Киевской митрополии.

     

    1893 - 1898 гг. - епископ Чигиринского викариатства Киевской митрополии.
    1898 - 1904 гг. - епископ Кишиневский.
    1904 - 1907 гг. - архиепископ Ярославский и Ростовский.
    1907 - 1910 гг. - архиепископ Симбирский и Сызранский.
    1910, 10 декабря - 1919 гг. - архиепископ Казанский и Свияжский.
  22. АНАТОЛИЙ (Каменский) - с 1906 г. епископ Елисаветградского викариатства Херсонской и Одесской епархии, затем епископ Томский и Алтайский, затем Петропавловский. Архиепископ Томский и Иркутский с 12 июля 1920 г. по момент ареста 28 апреля 1922 г. Был осужден к расстрелу с заменой на 10-летнее заключение. Скончался около 1927 г. в возрасте 64 лет.
  23. ИОАНН (Братолюбов) - в. у. - епископ с 10 июля 1924 г. по 4 августа 1924.
    До августа 1923 г. архимандрит, настоятель Тобольского Знаменского монастыря.
    01(14). 08. 1923 - 10(23). 07. 1924: Березовская
    10(23). 07. 1924 - 04(17). 08. 1924: Иркутская, в. у.
    04(17). 08. 1924 - 03. 1926: Воткинская
    04. 1926 - 30. 06. (13. 07). 1927: Суздальская
    30. 06. (13. 07). 1927 - 14(27). 02. 1929: Шацкая
    27. 02. (12. 03). 1929 - 13(26). 08. 1930: Уральская
    30. 08. (12. 09). 1930 - 10(23). 10. 1931: Курганская
    08(21). 06. 1942 - 06(19). 11. 1943: Сарапульская
    06(19). 11. 1943 - 01(14). 02. 1945: Ижевская
    01(14). 02. 1945 - 05(18). 11. 1948: Уфимская
  24. ГУРИЙ (Степанов) - епископ с 1924 г. по 27 ноября 1925 г.
    26. 01. (08. 02). 1920 - 07. 1923: Алатырская
    07. 1923 - 07( ? ). 1923: Ленинградская, в. у.
    02. 1924 - 27. 11(10. 12). 1925: Иркутская
    1930: Владимирская
    25. 06(08. 07). 1930 - 13(26). 08. 1930: Костромская
    31. 07(13. 08). 1930 - 25. 04(08. 05). 1931: Владимирская, в. у.
    13(26). 08. 1930 - 08(21). 05. 1931: Суздальская
  25. ИРАКЛИЙ (Попов) - в. у. - епископ в 1925 - 1926 гг.
    14(27). 09. 1925 - 1928: Киренская
    1925 - 1926: Иркутская, в. у.
    1928 - 1931: Камышинская
    1931 - 19. 10(01. 11). 1933: Бугурусланская
    06(19). 11. 1933 - 22. 11(05. 12). 1934: Курганская
    22. 11(05. 12). 1934 - 17(30). 09. 1935: Сергачская
    17(30). 09. 1935 - 11. 1936: Бугурусланская, паки
    08(21). 01. 1937 - 09(22). 1937: Бугурусланская, в третий раз
    09(22). 02. 1937 - 12. 1937: Пензенская
  26. ЕВСЕВИЙ (Рождественский) - в. у. - епископ в 1926 - 1927 гг.
    15(28). 03. 1920 - 1923: Яранская
    1923 - 1923: Ставропольская
    1923 - 1925: Ейская
    1926 - 1927: Нижнеудинская
    1926 - 1927: Иркутская, в. у.
    1927 - 21. 03(03. 04). 1930: Читинская и Забайкальская
    03(16). 04. 1930 - 12. 1930: Шадринская
    03(16). 04. 1930 - 12. 1930: Свердловская, в. у.
    1930 - 1934: Читинская ( ? )
  27. КИПРИАН (Комаровский) - в. у. - епископ с 2 сентября 1927 г. по 24 апреля 1929 г.
    04(17). 12. 1911 - 1922: Семипалатинская
    1922 - 1922: Семипалатинская (обновл)
    31. 10(13. 11). 1925 - 02(15). 09. 1927: Владивостокская
    02(15). 09. 1927 - 19. 06(02. 07). 1929: Нижнеудинская
    02(15). 09. 1927 - 24. 04(07. 05). 1929: Иркутская, в. у.
    10(23). 10. 1932 - 29. 05(11. 06). 1934: Златоустовская, в. у.
    08. 1933 - 29. 05(11. 06). 1934: Ижевская
    29. 05(11. 06). 1934 - 23. 07(05. 08). 1937: Кировская
  28. ВАРСОНОФИЙ (Лузин) - епископ с 24 апреля 1929 г. по 25 июня 1930 г.
    12(25). 04. 1926 - 24. 04(07. 05). 1929: Спасская
    24. 04(07. 05). 1929 - 25. 06(08. 07). 1930: Иркутская25. 06(08. 07). 1930 - 1932: Владивостокская
  29. ДИОНИСИЙ (Прозоровский ДИМИТРИЙ - родился в 1871 г. в Самарской епархии) - епископ с 25 июня 1930 г. по 3 июня 1933 г.
    06(19). 08. 1912 - 16(29). 12. 1916: Петровская
    16(29). 12. 1916 - 1922: Кустанайская
    1922 - 1922: Челябинская
    1925 - 1926: Челябинская, в. у.
    1926 - 1926: Троицкая
    1926 - 29. 11(12. 12). 1928: Оренбургская
    29. 11(12. 12). 1928 - 25. 06(08. 07). 1930: Феодосийская
    16(29). 11. 1928 - 12(25). 06. 1930: Симферопольская, в. у.
    25. 06(08. 07). 1930 - 03(16). 06. 1933: Иркутская
    03(16). 09. 1933 - 20. 04(03. 05). 1934: Минусинская
    03(16). 01. 1934 - 20. 04(03. 05). 1934: Ачинская
    20. 04(03. 05). 1934 - 01. 1936: Уфимская
    01. 1936 - 1937: Ростовская на Дону
  30. ПАВЕЛ (Павловский) - епископ с 11 июня 1933 г. по сентябрь 1937 г.
    19. 03(01. 04). 1917 - 1920: Пинежская
    1926 - 1926: Старицкая
    1926 - 1926: Калининская, в. у.
    1926 - 20. 03(02. 04). 1929: Уральская
    20. 03(02. 04). 1929 - 29. 07(11. 08). 1931: Челябинская
    29. 07(11. 08). 1931 - 11(24). 06. 1933: Красноярская и Енисейская
    11(24). 06. 1933 - 09. 1937: Иркутская
    1937 - 1943 - ??
  31. ФИЛИПП (Ставицкий) - епископ в 1943 г.
    06(19). 08. 1916 - 06(19). 10. 1920: Аляскинская
    06(19). 10. 1920 - 31. 05(13. 06). 1928: Смоленская
    31. 05(13. 06). 1928 - 17(30). 08. 1933: Астраханская
    23. 02(08. 03). 1937 - 08. 1937: Омская
    11. 1943 - 1943: Иркутская
    12. 1943 - 17(30). 10. 1947: Астраханская, паки
  32. ВАРФОЛОМЕЙ (Городцов) – епископ в. у. - с 13 февраля 1943 г. по 21 мая 1948 г.
    18(31). 05. 1942 - 13(26). 02. 1943: Можайская
    1942 - 1943: Ульяновская
    1943 - 1946: Омская, в. у.26. 02(11. 03). 1943 - 19. 05(01. 06). 1956: Новосибирская и Барнаульская
    13(26). 02. 1943 - 21. 05(03. 06). 1948: Иркутская, в. у.
    1944 - 1947: Красноярская и Енисейская, в. у.

3. НИЖНЕУДИНСКИЕ ИЕРАРХИ

  1. ВИКТОР (Богоявленский) - в 1924 г.
    1919 - 1923: Барнаульская
    1924 - 1924: Нижнеудинская
    03. 1925 - 20. 10(02. 11). 1928: Омская
  2. КИРИЛЛ (Соколов) - в 1924 - 1925 гг.
    09(22). 12. 1921 - 1922: Феодосийская
    1922 - 1924: Любимская
    1924 - 1925: Нижнеудинская
    1925 - 1926: Ейская
    1926 - 25. 08(07. 09). 1927: Саранская
    07(20). 09. 1927 - 24. 08(06. 09). 1928: Краснослободская
    24. 08(06. 09). 1928 - 08(21). ( ? ). 1933: Пензенская
  3. ЕВСЕВИЙ (Рождественский) - в 1926 - 1927 гг. ( см. выше)
  4. КИПРИАН (Комаровский) - с 2 сентября 1927 г. по 19 июня 1929 г. (см. выше).

4. КИРЕНСКИЕ ИЕРАРХИ

  1. МАКАРИЙ (Дарский) — 1883 - 1889 гг. (см. ниже).
  2. АГАФАНГЕЛ (Преображенский) — 1889 - 1893 гг.
  3. НИКОДИМ (Преображенский) - 1893 - 1896 гг. (см. ниже).
  4. ЕВСЕВИЙ (Никольский) - 1896 - 1897 гг. (Впоследствии митрополит, временно управляющий Московской Патриаршей областью).
  5. НИКАНОР (Надежин) - 1897 - 1898 гг. (В 1898 - 1905 гг. епископ Якутский и Вилюйский; в 1905 - 1908 гг. епископ Пермский и Соликамский, с 1908 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский).
  6. ФИЛАРЕТ (Никольский) - 1898 - 1904 гг.
    1904 - 1914 гг. - епископ Вятский и Слободский
    20. 03(02. 04). 1914 - 24. 05(06. 06). 1916: Астраханская
    1916 - 1918 гг. - управляющий Тверским Желтиковым монастырем
    С 17. 02(02. 03). 1918 - в Московском ставропигиальном Донском монастыре
    1919 - 1921: Куйбышевская
    1919 - 1919: Костромская, в. у.
  7. ВЛАДИМИР (Филантропов) - 1904 - 1908 гг.
    1908 - 1911 гг. - епископ Ковенского викариатства Литовской епархии
  8. ИОАНН (Смирнов) - 1908 – 1912 гг.
  9. ЗОСИМА (Сидоровский) - с 10 августа 1914 г. по 7 декабря 1918 г. (см. выше)
  10. БОРИС (Шипулин) - в 1918 - 1921 гг.
    12(25). 02. 1915 - 1918: Чебоксарская
    1918 - 1918: Пермская, в. у.
    1918 - 1921: Киренская
    1921 - 02(15). 09. 1927:Уфимская
    Каменец-Подольская, в. у.
    15(28). 09. 1927 - 11. ( ? ). 1927: Тульская
    1934 - 25. 04(08. 05). 1935: Тобольская
    08(21). 05. 1935 - 27. 05(09. 06). 1935: Томская
    01. 1936 - 18(31). 03. 1936: Петрозаводская и Олонецкая
    28. 02(13. 03). 1936 - 1937: Ташкентская и Среднеазиатская
  11. СЕРГИЙ — в 1924 г.
  12. ИРАКЛИЙ (Попов) - с 14 сентября 1925 г. по 1928 г. (см. выше)
  13. ДАНИИЛ (Шерстенников) - в 1927 - 1928 гг
    1920 - 1926: Читинская и Забайкальская
    1927 - 1928: Киренская
    07. 1928 - 01(14). 02. 1932: Охотская
    Скончался 1 февраля 1932 г.

    5. ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ И НЕРЧИНСКИЕ, позже ЧИТИНСКИЕ И ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ИЕРАРХИ

  14. ГЕОРГИЙ (Георгий Поликарпович Орлов) - сын диакона Пензенской епархии, по окончании курса в Томской Духовной семинарии в 1860 году со званием студента семинарии, в 1861 г. поступил во священники. Овдовев в 1866 г., он в 1870 году поступил в число студентов Московской Духовной Академии, в коей обучался по 1874 год. По окончании курса Академии в 1874 г. со степенью кандидата богословия назначен был преподавателем Томской духовной семинарии и проходил сию должность до 1881 года, в котором был назначен инспектором Благовещенской духовной семинарии. Возведенный в 1883 г. в сан протоиерея, о. Георгий в 1885 г. был назначен ректором Благовещенской духовной семинарии, а в 1889 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 24 октября 1892 г. Св. Синод постановил о бытии ректору Благовещенской духовной семинарии о. архимандриту Георгию епископом Селенгинским, первым викарием Иркутской епархии. 24 января 1893 г. в Иркутске состоялось посвящение во епископский сан о. архимандрита Георгия. В 1894 г. 12 марта создана Забайкальская и Нерчинская епархия с назначением епископа Селенгинского епископом Забайкальским и Нерчинским. С 1898 г. по 1902 г. Георгий епископ Тамбовский и Шацкий. С 1902 г. епископ Астраханский и Енотаевский, с 1911 г. архиепископ там же.
  15. НИКОДИМ (Преображенский) - епископ в 1898 г. (В 1893-1896 гг. был викарным Киренским епископом; в 1896-1898 гг. епископом Якутским и Вилюйским).
  16. МЕФОДИЙ (Маврикий Львович Герасимов) - родился в 1859 г. в семье священника Томской губернии. Питомец Томской семинарии и кандидат богословия Казанской Духовной Академии. В 1885 г. был пострижен в монашество. С 1882 г. по 1893 г. служит в Алтайской Духовной миссии, занимая места заведующего Бийским катихизаторским училищем и учителя и воспитателя инородческих детей. В 1893 г. был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Алтайской Духовной миссии. Занимаясь обучением инородческих детей, о. Мефодий, составил собственные методики преподавания различных предметов. В 1894 г. был возведен в сан епископа Бийского. В 1898 г. назначен на кафедру епископа Забайкальского и Нерчинского. Из трудов Владыки на этой кафедре почетное место занимают его труды по постройке в г. Чите нового, изящного по своей архитектуре, Кафедрального собора, расширение и благоукрашение домовой архиерейской церкви, постройка 3-х больших светлых зданий для помещения в них центрального миссионерского училища, полнейшая реорганизация его учебного и воспитательного строя, перевод из г. Нерчинска в Читу мужского духовного училища и непрестанные заботы о церквах сооружаемых на средства фонда имени Императора Александра III. Имел награды: орден св. Владимира 3-й степ. и орден Анны 1-й степ.
    С 20 декабря 1912 г. по 30 июля 1914 г. епископ Томской епархии.
    С 30 июля 1914 г. по 1919 г. епископ Оренбургской епархии.
    С 1920 г. по 1931 г. - епископ Харбинской (зарубежн.) епархии.
  17. ИОАНН (ФЕОДОР ИВАНОВИЧ СМИРНОВ)- сын причетника Симбирской епархии, родился 29 декабря 1857 г. в селе Полом Ардатовского уезда Симбирской губернии. Мать его умерла, когда ему было около шести лет, а отец женился на другой.
    Первоначальное образование он получил в Алатырском духовном училище, затем обучался в Симбирской духовной семинарии, где в 1880 году окончил курс учения первым студентом. Как лучший воспитанник семинарии, он в том же году был отправлен на казенный счет для продолжения образования в Московскую духовную академию. При переходе на четвертый курс академии написал сочинение на степень кандидата богословия на тему “Критический обзор воззрений, существующих в русской литературе по вопросу о том, что такое римское католичество”. Совет академии признал его достойным степени кандидата богословия. По окончании академии, Ф. И. Смирнов 12 сентября 1884 г. был назначен на должность преподавателя Харьковской духовной семинарии, по кафедре Священного Писания. Этот предмет всегда был для него самым любимым предметом занятий. В Харькове на торжественном собрании в духовной семинарии, по случаю исполнившегося 6 апреля 1885 г. тысячелетия со дня кончины святителя Мефодия, одного из славянских первоучителей, Ф. И. Смирнов произнес речь на тему: “Св. Кирилл и Мефодий в своих трудах по переводу Свящ. Писания на славянский язык”. Речь эта удостоилась лестной резолюции знаменитого архиепископа Харьковского Амвросия и была напечатана в богословском журнале «Вера и Разум” (апрель-май 1885 г.) 20 декабря 1885 г. переведен в Витебское духовное училище преподавателем русского и славянского языков. Из Витебского духовного училища 12 ноября 1886 г. был перемещен в Самарскую духовную семинарию на должность преподавателя обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местного сектанства. Приказом Обер-Прокурора Св. Синода, от 16 октября 1889 г., он назначен был преподавателем Священного Писания в Вятскую духовную семинарию. Здесь он прослужил около 14 лет, сначала преподавателем, а затем с 22 августа 1901 г. инспектором. Кроме преподавательских обязанностей, Смирнов исполнял обязанности члена Вятского Уездного Отделения Епархиального Училищного Совета и секретаря Правления семинарии. Изучая Св. Писание и в частности Апокалипсис, Ф. И. Смирнов пришел к мысли принять монашество. И вот 22 сентября 1901 г., будучи инспектором семинарии, он был пострижен в монашество с именем “Иоанн”, в честь апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, писания коего особенно расположили его к монашеству. 26 сентября он рукоположен был во иеромонахи с возложением на него набедренника, а 24 апреля 1902 г. за заслуги по духовному ведомству награжден был наперсным крестом, от Свят. Синода выдаваемым.
    Два года иеромонах Иоанн был инспектором в Вятской семинарии, а затем Указом Св. Синода, от 31 июля 1903 г. назначен настоятелем Иркутского Князе-Владимирского монастыря и заведующим церковно-учительской семинарией с возведением в сан архимандрита, что и совершено Преосвященным Варсонофием, епископом Глазовским, викарием Вятской епархии, 15 августа 1903 г.
    В Иркутске о. Архимандриту Иоанну представилось широкое поле деятельности. Князе-Владимирский монастырь только с его прибытием начал свое фактическое существование. О. Иоанн завел братию, достаточную для молодой обители, и распределил между членами ее труды по монастырю и семинарии. Так, о. Игумену поручил заведывание ризницей и хозяйством монастыря, иеромонаху – преподавание дидактики и педагогики в семинарии, иеродиакону – заведывание хозяйством семинарии и нескольким послушникам, в том числе двум воспитанникам семинарии разные мелкие послушания. Кроме того сам преподавал в семинарии Св. Писание. Церковно-учительская семинария, под воздействием обители и главным образом ее настоятеля, в бурный период школьных беспорядков и забастовок 1905 уч. года, сохранила сравнительно более спокойствия и порядка, чем другие средние учебные заведения г. Иркутска.
    Всмотревшись ближе в жизнь монастыря и семинарии, о. Иоанн в 1906 г. составил устав для Иркутского Князе-Владимирского монастыря и содержимой при нем церковно-учительской семинарии.
    Не без участия о. Иоанна 7 мая 1906 г. отстроена и освящена церковь, находящаяся в нижнем этаже Князе-Владимирского храма, во имя св. мученицы Агриппины.
    Монастырь и семинария во время управления ими о. Архимандрита Иоанна, послужили и для общегосударственных нужд. Во время войны с Японией монастырь отдавал свои здания Красному Кресту под госпиталь для больных и раненых воинов, коих и помещалось в этих зданиях в течение года до 100 чел., а братия в это время помещалась в подвальном этаже храма, который был приспособлен для этой цели. В зданиях церк.-учительской семинарии с апреля и до сентября 1905 г. также помещались больные воины, страдавшие глазными болезнями. Монастырь безвозмездно исполнял все требы для того и другого госпиталя. Безвозмездно также пользовался Красный Крест почти полгода и зданиями церк.-учит. семинарии.
    Служа в Иркутске, о. Архимандрит, кроме должности настоятеля монастыря и заведывающего церковно-учительской семинарией, исполнял еще обязанности цензора Епархиальных Ведомостей (с 22 ноября 1904 года), члена Иркутского комитета православного миссионерского общества (с 15 марта 1905 г.), члена Епархиального училищного совета (с 29 сентября 1907 г.) и председателя Братства во имя святителя Иннокентия с 18 января 1907 г.
    10 мая 1908 года совершилось наречение архимандрита Иоанна во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, а 11 мая хиротония его. В хиротонии принимали участие архиепископ Иркутский Тихон, епископ Енисейский и Красноярский Евфимий и епископ Забайкальский и Нерчинский Мефодий. В сане епископа Киренского, преосв. Иоанн прослужил 4 года и 8 месяцев, исполняя обязанности настоятеля Иркутского Вознесенского монастыря, викария Иркутской епархии, начальника миссии и председателя Братства Св. Иннокентия. За это время в Епарх. Ведомостях он немало поместил статей по обозрении Иркутской епархии, о своей поездке в Китай и Японию и по разным предметам местной церковной истории и епархиальной жизни.
    20 декабря 1912 г. состоялось его назначение на кафедру Забайкальского и Нерчинского епископа, куда и прибыл 25 января 1913 года.
    С 26 января 1916 г. по 3 (16) декабря 1918 г. архиепископ Иркутский и Верхоленский.
    Отпет 11 (24) декабря в новом соборе епископами Томским Гавриилом, Забайкальским Мелетием, Чебоксарским Борисом, Киренским Зосимой.
  18. МЕЛЕТИЙ (Заборовский) - епископ с 26 января 1916 г. по 1920 г., с 1931 г. по 24 марта 1946 г. епископ Харбинской (зарубежн.) епархии. (Ранее с 1908 г. был епископом Барнаульского викариатства Томской и Алтайской епархии.)
  19. ДАНИИЛ (Шерстенников) - епископ с 1920 г. по 1926 г.
    1927 - 1928: Киренская
    07. 1928 - 01(14). 02. 1932: Охотская. Скончался 1 февраля 1932 г.
  20. ЕВСЕВИЙ (Рождественский) - епископ с 1927 г. по 21 марта 1930 г.
    15(28). 03. 1920 - 1923: Яранская
    1923 - 1923: Ставропольская
    1923 - 1925: Ейская
    1926 - 1927: Нижнеудинская
    1926 - 1927: Иркутская, в. у.
    1927 - 21. 03(03. 04). 1930: Читинская и Забайкальская
    03(16). 04. 1930 - 12. 1930: Шадринская
    03(16). 04. 1930 - 12. 1930: Свердловская, в. у.
  21. МАРК (Боголюбов) - епископ с 1930 г. по 1933 г.
    05(18). 11. 1922 - 1928: Стерлитамакская
    1930 - 1933: Читинская и Забайкальская
  22. ИОАННИКИЙ (Попов) - в. у. - епископ с 22 сентября 1933 г. по 28 сентября 1934 г., заодно епископ Верхнеудинский.
    01(14). 10. 1931 - 24. 06(07. 07). 1933: Камышинская
    01(14). 10. 1931 - 24. 06(07. 07). 1933: Вольская, в. у.
    22. 09(05. 10). 1933 - 28. 09(11. 10). 1934: Читинская и Забайкальская, в. у. (?)
    21. 02(06. 03). 1937 - 1942: Рыбинская
  23. СЕРАФИМ (Зборовский) - епископ с 9 ноября 1934 г. по 4 января 1935 г.
    03(16). 05. 1931 - 03(16). 09. 1931: Покровская
    03(16). 09. 1931 - 19. 10(01. 11). 1932: Пугачевская
    06(19). 10. 1932 - 09(22). 11. 1934: Мелекесская
    06(19). 10. 1932 - 09(22). 11. 1934: Ульяновская, в. у.16(29). 06. 1934 - 22. 11(05. 12). 1934: Чебоксарская
    16(29). 06. 1934 - 22. 11(05. 12). 1934: Алатырская, в. у.
    09(22). 11. 1934 - 04(17). 01. 1935: Читинская и Забайкальская
    27. 08(09. 09). 1935 - 19. 03(01. 04). 1936: Красноярская и Енисейская
    1935 - 01(14). 04. 1936: Ачинская, в. у.
    1936 - 1937: Кустанайская, в. у.
  24. ФОТИЙ (Пурлевский) - епископ с 8 сентября 1935 г. по 5 марта 1936 г
    08(21). 09. 1935 - 05(18). 03. 1936: Читинская и Забайкальская
    18(31). 03. 1936 - 10. 1936: Семипалатинская
    10. 1936 - 08. 1937: Сергачская
    08. 1937 - 1937: Омская
  25. СЕРАФИМ (Шамшин) - епископ с 3 марта 1936 г. по 18 мая 1936 г.
    03(16). 03. 1936 - 18(31). 05. 1936: Читинская и Забайкальская
    31. 05(13. 06). 1936 - 08. 1937: Томская
    1936 - 1946 - ?
  26. ВЕНЕДИКТ(Пляскин) — с 17(30). 01. 1946 - 27. 06(10. 07). 1947: епископ Читинский и Забайкальский, в. у. Заодно епископ Хабаровский, Якутский и Владивостокский.

    6. НАЧАЛЬНИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ

  27. ВЕНИАМИН (Василий Антонович Благонравов) — епископ Селенгинский, первый викарий Иркутской и Нерчинской епархии с 1862 г. по 1868 г. Впоследствии архиепископ Иркутский и Нерчинский (см. выше).
  28. МАРТИНИАН (Михаил Семенович Муратовский) — епископ Селенгинский, первый викарий Иркутской епархии с 9 февраля 1869 г. по декабрь 1877 г. С 1878 г. епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский. С июля 1885 г. епископ Таврический и Симферопольский по 1897 г., с 1896 г. архиепископ.
  29. МЕЛЕТИЙ (Михаил Косьмич Якимов) - родился в 1835 г. в семье священника Вятской губернии, рано лишился родителей. По окончании духовной семинарии 26 марта 1857 г. исполнял должность учителя в Вятском духовном училище и надзирателя за учениками. 16 августа 1858 г. принят в Казанскую Духовную Академию в состав 1Х курса. В 1859 г. пострижен в монашество под именем Мелетия и рукоположен во иеродиакона. По указу Св. Синода он 9 декабря 1861 г. послан на миссионерское служение в Посольский Спасо-Преображенский монастырь и вскоре назначен епархиальным начальством в сане иеромонаха миссионером в Селенгинское бурятское ведомство. В 1867 г. перемещен на служение в Тугнуйскую степь, где с помощью благотворителя, кяхтинского купца Я. А. Немчинова, построил Спасскую церковь и при ней основал село Новоспасское (ныне Брянка). В 1872  г. переведен на границу Монголии, а в 1873 г. поставлен начальником Иркутского отдела духовной миссии с производством в сан архимандрита и настоятеля Ниловой пустыни во имя преподобного Нила Столобенского. Всего за 5-летнее управление о. архимандрита Мелетия Иркутской миссией обращено к православной вере 11 695 душ из язычников. 5 ноября 1878 г. хиротонисан в Иркутске архиепископом Вениамином Благонравовым и преосвященным Антонием в епископа Селенгинского и начальника Забайкальской Духовной миссии. За время управления преосвященного Мелетия Забайкальской миссией обращено в святую веру 3 956 язычников-шаманистов и ламаистов. 5 июля 1888 г. назначен епископом в Якутск, куда и прибыл 16 сентября 1889 г. В 5 лет им создано и освящено 14 церквей. При содействии английской сестры милосердия мисс Кэт Марсден была устроена им колония с церковью для прокаженных, которая им и освящена 5 декабря 1892 г. 29 октября 1896 г. последовало назначение Мелетия на Рязанскую епископскую кафедру, куда и прибыл 17 февраля 1897 г. 35-летняя миссионерская служба в холодной Сибири, при первобытных путях сообщения была нелегкой и отразилась на его здоровье. Преосвященный Мелетий скончался 14 января 1900 г. в 8 часов вечера в Рязани в возрасте 64 лет.
  30. МАКАРИЙ (Михаил Федорович Дарский) - уроженец Тульской епархии, кандидат Московской Духовной Академии. Был священником и законоучителем мужской и женской гимназий в Иркутске, затем протоиереем и смотрителем Иркутского духовного училища. 9 октября 1883 г. в Иркутском Вознесенском монастыре хиротонисан из архимандритов и начальников Иркутского отдела миссии в епископа Киренского, 2-го викария Иркутской епархии, учрежденного в том же году. С 1890 г. по 1892 г. был епископом Селенгинским, начальником Забайкальской Духовной миссии. В 1893 г. назначен епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским. Там был по 1898 г.
  31. ГЕОРГИЙ (Георгий Поликарпович Орлов) - епископ Селенгинский с 24 января 1893 г. В 1894 г. 12 марта создана Забайкальская и Нерчинская епархия с назначением епископа епархии начальником Забайкальской Духовной миссии (см. выше).
  32. МЕФОДИЙ (Маврикий Львович Герасимов) - епископ Забайкальский и Нерчинский. Начальник миссии с 1899 г. по 1904 г. (см. выше).
  33. ЕФРЕМ (Епифаний Кузнецов) - родился в 1876 г. в семье казака Забайкальской области. В 1898 г. окончил Иркутскую духовную семинарию, рукоположен во священника. В 1903 г. окончил Казанскую Духовную Академию и на следующий год, в 1904 г. получил назначение на должность миссионера при Забайкальской Духовной миссии. Указом Св. Синода с сентября 1904 г. исполняющий должность начальника Забайкальской духовной миссии. В 1907 г. возведен в сан протоиерея. В 1909 г. пострижен в монашество с именем Ефрема. В 1909 г. иеромонах, затем архимандрит Иннокентьевской при Читинском миссионерском училище. С 1910 г. начальник Забайкальской Духовной миссии. 20 ноября 1916 г. хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Забайкальской и Нерчинской епархии. В 1917 - 1918 гг. участник Собора Российской Православной Церкви. 2 июня 1918 года арестован ВЧК в Москве на квартире протоиерея Иоанна Иоанновича Восторгова, настоятеля Покровского собора (храм Василия Блаженного). 5 сентября 1918 г. расстрелян. Вместе с ним были расстреляны: протоиерей Иоанн Восторгов, ксендз Лютостанский с братом, бывший министр внутренних дел Н. А. Маклаков, председатель Государственного Совета И. Г. Щегловитов, бывший министр внутренних дел А. Н. Хвостов и сенатор С. П. Белецкий. “Прибывших разместили вдоль могилы-канавы и лицом к ней…. По просьбе о. Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени и полилась горячая молитва несчастных “смертников”, после чего все подходили под благословение Преосвященного Ефрема и о. Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле о. Протоиерей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. “Я готов”, - заключил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошел к Восторгову со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув о. Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам. Белецкий рванулся и быстро отбежал в сторону кустов, шагов 20-30, но, настигнутый двумя пулями, упал и “его приволокли” к могиле, пристрелили и сбросили.”
  34. СОФРОНИЙ (Старков) -епископ Селенгинский с 10(23) апреля 1922 г. по 1923 г
    1918 – 1922: - ( ? )
    1922 - 1923: Нерчинская, в. у.
    1926 - ( ? ) : Якутская
    03(16). 10. 1932 - 09(22). 10. 1932: Арзамасская
  35. МАРК (Бакалдин) - епископ Селенгинский в ( ? ). Ранее, с 1920 г. был на Владивостокской.