Системный интегратор

СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БАТУРИНО

СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БАТУРИНО
(1813- 1836).

В феврале 1811 года прихожане Батуринской церкви решили "за ветхостью деревянной выстроить при том же месте каменную о двух приделах: первый, нижний, "теплый" - во имя Сретения Господа нашего: второй, верхний "холодный", - во имя св. Великого Победоносца Георгия, какой завесть величиною в длину на двенадцать и ширину на четыре саженях, вышину елико можно по заведению и при ней колокольню каменную же и палату кладовую, оную украсить прежним благолепием и елико можно". Закладка состоялась летом 1813 года, а само строительство растянулось на годы, В сентябре 1829 года. освятили нижний придел, а еше через семь лет, в августе 1836 года - верхний.

Объемно-пространственная композиция церкви -двухэтажный вариант соединения по продольной оси объемов колокольни, трапезной, храма и алтаря. Его особенностью является компактность плана: трапезная одинаковой ширины с храмом, вместе они составляют прямоугольник (11х16,35 м.). Выступы колокольни и алтаря увеличивают длину здания до 27,7 метра, а площадка крыльца с сооружением наружной деревянной лестницы на верхний этаж - еще на 5,2 метра. При меньшей, чем обычно, разнице в ширине основной части и пристроев соединение их объемов получило большую слитность. Колокольня завершена шлемовидным покрытием с тонким шпилем, храм и апсида оканчиваются двухъярусными фонариками с маленькими луковичными головками, насаженными поверх сомкнутых сводов. Соперничество высотных объемов здесь выражено менее динамично, чем обычно. Устремленность вертикалей недостаточно активна и дополнительно сдерживается инертностью массы двухэтажной части, приземленность которой решительно подчеркнута горизонталями карнизов.

По характеру архитектурной обработки фасадов можно предполагать, что существовал проект, выполненный в концепциях барокко. Но ордерные построения архитектурного членения стены, мотивы обработки проемов и детали декора в ходе строительства упрощены, и переработаны под углем традиционных представлений и в соответствии с реальными исполнительскими возможностями. Несомненно обстоятельством объясняется сдержанный суховатый рисунок деталей, фантастический контур плоских декоративных пятен. И только там, где мастера отошли от следования новым для них образцам и вернулись к испытанным возможностям кирпичного узорочья (это чувствуется в обработке порталов нижнего и верхнего входа на западном фасаде колокольни), их фантазия получила свободу самовыражения.

Церковь возведена из кирпича на бутовом фундаменте. Крыша железная. Конструкции, за исключением покрытий, в хорошем состоянии. Утрачен пристрой лестниц, ведших к входу в верхний храм. Здание поставлено на консервацию.

(Описание из книги Л. К. Минерта "Памятники архитектуры Бурятии". Новосибирск, Наука. 1983).