Системный интегратор

Суворовские традиции в наши дни

Суворовские традиции в наши дни

В Советской армии многое взяли на вооружение от суворовского метода обучения воинов. Своеоб­разным аналогом духовно-нравственного воспитания было здесь идейно-политическое воспитание, которое стояло впереди воинского, нравственного, правового и физического.

Конечно, оно не могло быть в полной мере таким, как у Суворова, поскольку исключало основу основ суворовской школы — веру. Но отдельные задачи идейно-политического и духовно-нравственного воспитания имели общий корень: они формировали мировоззрение и воспитывали любовь к Отечеству. Но если в суворовской школе мировоззрение воинов было православным (и никаким иным быть не могло), то в Советской армии формировалось так называемое «научно-атеистическое» мировоззрение.

Оно само вступило в противоречие с жизнью, когда в Великую Отечественную войну множество побед было одержано благодаря явной помощи Божией. Тогда даже яростным противникам Церкви пришлось обратиться за помощью к Православию. Тогда те же командиры, которым вменялось воспитывать «научное» мировоззрение, проводили молебны перед боями...

«Великая победа над сильнейшим демоничес­ким врагом началась с победы духовной, — сказано в книге «Православие. Армия. Держава». — С благословения Русской Православной Церкви на разгром врага в первый же день войны, 22 июня 1941 года. С горячих молитв наших отцов и матерей. С благословения сыновей, идущих на фронт, крестами и иконами, которые воины и военачальники носили с собой. Так, маршал Борис Михайлович Шапошников, бывший начальником Генерального штаба, носил финифтевый образок святителя и чудотворца Николая и каждый день молился: «Господи, спаси Россию и мой народ».

Контрнаступление под Москвой, которое началось 5 декабря 1941 года, на следующий день после праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, а закончилось к Рождеству Христову, повернуло ход всей мировой войны.

Не перечесть случаев, когда на фронте и в тылу совершались чудеса, являлась Сама Царица Небесная и избавляла от неминуемой гибели. Мы сами слышали от фронтовиков, как перед смертоносным сражением они давали обеты Богу и оставались живы. Как матери всю войну строго соблюдали постные дни, ничего не вкушая в среду и пятницу, вымаливая своих сыновей и дочерей, и их дети возвращались целы и невредимы.

Основные боевые действия великой войны были закончены 6 мая 1945 года, в день великомученика и победоносца Георгия. Капитуляцию принял маршал Георгий Жуков, возивший в войну под крышей своего автомобиля образ Казанской иконы Божией Матери.

До сих пор нашему народу не сказано во всеуслышание о том, как Пресвятая Богородица спасла Россию в Великой Отечественной войне... О том, что митрополиту Гор Ливанских Илие была присуждена Сталинская премия — от которой он, когда приехал в 1947 году в нашу страну, отказался, сказав, что монаху деньги не нужны. «Пусть они пойдут на нужды вашей страны, — прибавил православный митрополит. — Мы сами решили передать России двести тысяч долларов для помощи детям-сиротам, чьи родители погибли на войне».

За что же богоборческое государство так почтило молитвенника? По слову митрополита, которому после молитвенного бдения явилась в огненном столпе Сама Матерь Божия, передавшая определение Божие для страны и народа Российского, повсеместно были открыты храмы (около 20 тысяч), монастыри, духовные академии и семинарии, священники возвращены с фронтов и из тюрем и начали служить, Казанскую икону Божией Матери обнесли крестным ходом вокруг осажденного Ленинграда, перед этой святыней был отслужен молебен в Москве и Сталинграде, которые только чудом Божиим были спасены...

Сегодня мы все больше убеждаемся в том, что наше прошлое, особенно связанное с воспитанием воина - защитника Отечества, — уникально и не имеет аналогов в мире. Не мы должны учиться у Запада тому, как надо воспитывать личный состав Вооруженных Сил, а они у нас, исследуя богатый военно-исторический опыт воспитания солдат генералиссимуса А.В. Суворова, адмирала Ф.Ф. Ушакова, адмирала П.С. Нахимова, фельдмаршала М.И. Кутузова, генерала М.Д. Скобелева и других полководцев.

Опыт религиозно-нравственного воспитания вои­нов Русской армии, который за прошедшие столе­тия сложился в определенную систему, нельзя вы­черкнуть из нашей истории. «Ее важнейшими элементами, — говорится в учебном пособии по общественно-государственной подготовке для офице­ров и прапорщиков Вооруженных Сил РФ, — были Священное Писание, институт военного духовенства, богословские идеи о вероучении, государстве, морали, армии, воспитательная работа церковно-приходских школ, церковных библиотек и пр.

Важно было и то, что в российской армии с древних времен нравственные идеалы, основанные на религиозных чувствах, находились на должной высоте, что соответствовало духовному складу русского человека, который не стремился порабощать и угнетать другие народы, не носил в своей душе месть врагу. Христианское учение, совпадающее во многом с общечеловеческими идеалами и ценностями, с конкретным указанием «положить душу за други своя» поднимало воина на подвиг, на героические поступки и жертвенность в бою. Воины российской армии были доступны прежде всего христианско-православному учению».

И это вполне объяснимо. Сам строй народной православной жизни с раннего детства формировал будущего воина. Русские люди во всех делах жизни старались уповать на мудрое, многообещающее изречение Господа: «Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно; пошлю мир на землю вашу...и меч не пройдет по земле вашей; и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча...» (Левит. 26, 3-8).

И история назидательно свидетельствует нам о беспримерных подвигах христолюбивого воинства, живущего по заповедям Божиим. Воины под руководством А.В. Суворова провели более двухсот боев и сражений и все выиграли! Адмирал Ф.Ф. Ушаков, как и А.В. Суворов, был благочестивым человеком. На его кораблях был установлен монастырский порядок. Корабли носили имена святых и христианских праздников. Адмирал был глубоко верующим человеком. Как отца родного любили его моряки. Перед боем адмирал напутствовал своих моряков:

«Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!» Вот потому-то и не имел легендарный адмирал ни одного поражения за всю свою боевую блистательную военную карьеру. По завещанию Ф.Ф. Ушакова, его похоронили в Санаксарском монастыре, рядом с могилой его родного дяди — ныне прославленного местночтимого святого Саранской епархии — иеросхимонаха Феодора (Ушакова). В 1949 году могила адмирала была вскрыта. Мундир и кости адмирала оказались нетленными. Так отметил Господь большие заслуги адмирала перед Россией.

Есть у нас в Вооруженных Силах и в настоящее время наследники традиций святых русских воинов и православных полководцев. Начинают складываться православные традиции в армии.

«Отец Владимир Волков, полковой священник из Сатиса, где располагается воинская часть МЧС, рассказывает, что во время войны в Чечне более полугода находилась направленная туда бригада спасателей, и все вернулись живые, — пишет А.М. Михайлов в брошюре «Православие и армия сегодня». — Никто не получил даже царапины. Дело в том, что перед отправкой в Чечню командир части полковник Ковалев Юрий Петрович принял меры молитвенной защиты личного состава. Испросил благословения игумений Серафимо-Дивеевского монастыря м. Сергии. Отслужили молебен о путешествующих, каждый воин был окроплен святой водой с произнесением имени христианского. Результат превзошел все ожидания. И полковник Ковалев положил на свое сердце построить храм. Его поддержали митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай и МЧС. Средства собирали всем миром, ни одной копейки не взяли из «солдатского котелка». Храм получился небольшой, 7х7 метров. 23 октября 1997 года митрополит Николай освятил его в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» — небесной покровительницы воинов-спасателей».

Сейчас таких православных храмов в воинских частях и училищах 83!

Не забыта верующими солдатскими матерями и женами и святая традиция зашивать в одежду своим сыновьям, уходящим на войну, записки с текстом девяностого Псалма «Живый в помощи Вышняго...» — и те воины, которые читали этот Псалом, защищающий от вражьих нападений, оставались невредимы. Благодаря этой традиции многие ребята живыми вернулись из Афганистана и Чечни.

Православный воин чувствует себя более защищенным в любой ситуации, он легче справляется с кризисами, чем его не знающие Бога сослуживцы. «У православных воинов духовные слабости преодолеваются в богослужениях и молитвах, в то время как у неправославных — используются приемы психологического и психофизиологического насилия над личностью перед боем и в бою, а после боя наблюдаются устойчивые депрессивные проявления и психозы. Для разрешения психологического разлада пытаются использовать водку, табак, наркотики, т.е. средства, ускоряющие деградацию личности» (А.М. Михайлов. «Православие и армия сегодня»).

Так что во всем, даже в здоровье воинов, мы видим преимущество православно-нравственного воспитания в армии...

И нынешнее поколение офицеров кровно заинтересовано в том, чтобы восстанавливать армию на православных традициях. Помогает этому духовное образование и просвещение военнослужащих и работников правоохранительных органов. По инициативе Общероссийского общественного движения «Россия Православная», в рамках сотрудничества с министерством обороны и МВД РФ, совместно с заведующим сектором духовного просвещения и образования иереем Константином Татаринцевым, разработаны и реализуются просветительные и образовательные программы. Только в 1999 году в системе общественно-государственной подготовки офицеров и прапорщиков Вооруженных Сил РФ и профессиональной подготовки сотрудников МВД было проведено около ста лекций.

С военнослужащими и членами их семей проводится цикл духовно-просветительских бесед «Воинская доблесть и полководческий гений святых русских воинов», а также «Героизм и мужество христолюбивого воинства, проявленные в Дни Воинской славы России». Беседы проводятся в День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 18 апреля 1242 г.), в День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Минина и Пожарского от польских интервентов (7 ноября 1612 г.), в День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (11 сентября 1790 г.) и в другие знаменательные даты славы русского оружия. С большим воодушевлением, иногда со слезами на глазах встречают российские офицеры эти беседы.

Большой успех имела выставка «Христолюбивое воинство» в Центральном музее Вооруженных Сил. Немалую пользу приносят и беседы на острые, «проблемные» темы — «Взгляд православия на духовное и физическое здоровье военнослужащих», «Духовная экспансия в России и ее влияние на боеспособность армии и флота», «Современные восточные мистические учения и культы, их вред и опасность для военнослужащих и членов их семей».

Движение «Россия Православная» активно участвует в восстановлении и строительстве Православных храмов в воинских гарнизонах, освящении боевой техники и оружия. Начиная с октября 1999 года, делегация Движения во главе с его председателем А.И. Буркиным дважды побывала в Чечне, в районе боевых действий, чтобы морально поддержать военнослужащих, участвующих в боях с бандформированиями, раненых и больных, находящихся на лечении в гарнизонных госпиталях. Желающих принять святое крещение солдат, прапорщиков и офицеров священники и катехизаторы знакомили с основами Православной веры. В части специального назначения из Новосибирска под командованием полковника А.А. Доценко и в 21-й Софринской бригаде спецназа под командованием полковника Г.Д. Фомичева воинам были вручены Памятные знаки Движения, нательные крестики и подарки. Наиболее отличившиеся в боях с бандитами, по представлению командиров и начальников, награждались Памятным знаком-медалью «Защитник Отечества». Трудно переоценить значение сердечных бесед в блиндажах и на пунктах управления, где шла речь об истинных истоках мужества. Солдаты и офицеры Софринской бригады рассказали, что после того, как командование пригласило в часть священника, который совершил водосвятный молебен, освятил боевое оружие и окропил воинов святой водой, в двухмесячных боях с бандитами потери личного состава были минимальными. Именно с благословением на сражение с бандитами связывают воины и тот факт, что в батальоне, ведущем военные действия на стыке с 200-м парашютно-десантным полком, на 29 октября потерь не было вообще... Командующий внутренними войсками группировки внутренних войск Северо-Кавказского региона генерал-лейтенант М.А. Паньков в беседе с нашей делегацией поддержал идею создания походного храма...

Как мы видим, у нашей армии и сегодня есть неисчерпаемый благодатный источник крепости воинского духа: вера святоотеческая. Боятся недоброжелатели наши возрождения духовных и исторических традиций в Вооруженных Силах, потому что знают об этих неиссякаемых источниках мужества и героизма русского воинства. Поэтому и ведут целенаправленную духовную экспансию в Россию, стремясь отвратить нас от Веры Отеческой, Православной. И средств для этого не жалеют. Только в 1994 году для этих целей ЦРУ было выделено более 150 млн. долларов. Но русский народ не сломить. В трудные для своего Отечества времена он объединяется, мобилизуется и показывает образцы мужества, героизма и стойкости. И, с Божией помощью, побеждает врагов своего Православного Отечества.

В. КУРЫЛЕВ, православный катехизатор в Вооруженных Силах и правоохранительных учреждениях Российской Федерации, кандидат военных наук, полковник запаса.