Системный интегратор

Св. Иннокентий (Кульчицкий Иоанн), епископ Иркутский и Нерчинский

Св. Иннокентий (Кульчицкий Иоанн),
епископ Иркутский и Нерчинский.

Родился в 1680 или 1682 г. в Черниговской губернии.
Происходил из древнего дворянского рода.
С 1695 г. обучался в Киевской коллегии.
В 1706 г. окончил курс обучения.
В 1708 г. в Киево-Печерской Лавре пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.
С 1710 г. - преподаватель в Московской Славяно-Греко-Латинской академии.
С 1714 г. - префект той же академии.
В 1719 г. вызван в Петербург в число соборных иеромонахов Александро-Невской Лавры, откуда назначен на корабль "Сампсон" и вскоре переведен первым обер-иеромонахом в Финляндский корпус.
С конца 1720 г. - наместник Александро-Невской Лавры.
5 марта 1721 г. хиротонисан во епископа с присвоением ему наименования Переславским.
С этого времени началась более обширная деятельность его на Божией ниве. Местом святительского служения указана была ему столица Китая Пекин.

Святитель Иннокентий Иркутский, в миру – Иоанн Кульчицкий – родился в Малороссии в конце XVII века. По окончании Киевской Духовной Академии был назначен префектом и преподавателем богословия в Славяно–греко-латинскую Академию. После перевода в 1719 году в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру, молодой иеромонах был замечен императором Петром I и вскоре отправлен в Китай в качестве главы новообразованной Пекинской Духовной Миссии (с возведением в сан епископа).

В апреле 1721 г. он отправился к месту своего нового назначения в сопровождении 12 человек священно и церковно-служителей. В марте 1722 г. он достиг Иркутска и, переправившись через Байкал, вынужден был остановиться в Троице-Селенгинском монастыре, т. к. китайские власти, по проискам иезуитов, живших в Пекине, воспрепятствовали въезду в свою столицу православного Епископа. Из-за дипломатических ошибок миссия так и не попала в Китай. Не получая ни копейки жалования владыка и сопровождавшее его духовенство вынуждены были наниматься на работу к местным жителям, чтобы не умереть с голоду, утешение находя лишь в молитвах и богослужениях.

В течение трех лет пришлось Иннокентию жить в Селенгинском монастыре. Трудна и печальна была его жизнь здесь без средств и в неизвестности, что будет с ним далее. Владыка сам шил и починял себе платье, писал иконы, исполнял монастырские работы и, вообще, не выделялся по образу жизни из простых монахов. Но, несмотря на такую обстановку, преосвященный не унывал и не бездействовал. Он находил себе утешение и твердость в молитве и ежедневном богослужении. Святитель проповедовал слово Божие между язычниками и крестил много бурят и других инородцев, кочевавших около Селенгинска.

15 января 1727 г. кончилось временное пребывание еп. Иннокентия в Селенгинске, он был назначен епископом Иркутским и Нерчинским. Здесь святитель неутомимо работал почти четыре года. Ему пришлось не только приводить церковные дела в порядок, но иногда все вновь создавать. Первым шагом в его деятельности было обозрение своей обширной епархии. Состояние паствы и духовенства было далеко неутешительным. Жители епархии были чрезвычайно грубы и преданы различным порокам, и преосвящ. Иннокентий должен был приложить много труда, чтобы изжить эту варварскую грубость и заставить свою паству соблюдать хотя бы важнейшие заповеди.

Среди духовенства немало еще было безграмотных священников. Против всего этого боролся преосвящ. Иннокентий, подавая своей жизнью образец высокой нравственности. Он горячо проповедывал слово Божие, устроил школу для подготовки священников, открывал новые церкви и изыскивал средства для обеспечения их и монастырей.

Он ходатайствовал, чтобы уничтожены были в вотчинах монастырей винные откупа, чтобы духовенство освобождено было от незаконны поборов, чтобы была урегулирована торговля церковными свечами. Огорчало его то, что в своей деятельности он мало находил поддержки со стороны светской власти.

Но преосвящ. Иннокентий, эта светлая личность Сибири, безропотно и терпеливо переносил свою полную трудов и лишений жизнь. Простота, общедоступность, кротость, истинное смирение и незлобие отличали всю его деятельность. Он был начальником в равной мере строгим и справедливым, истинным другом всех кающихся и исправляющихся. Усердные труды преосвященного, согретые любовью к своему делу, принесли заметные результаты - тысячи язычников приняли святое крещение.

Благословляемый всеми святитель, мирно почил от многих трудов своих и болезней 26 ноября 1731 г. Погребен в пещер под деревянной церковью Тихвинской иконы Божией Матери.

В 1764 г. при ремонте церкви, где был погребен еп. Иннокентий, было обнаружено, что тело, одежды и гроб святители сохранились нетленными и прославились многими чудесами.

В 1800 г. жители Иркутска просили об открытии мощей святителя.
1 декабря 1804 г. преосвящ. Иннокентий был причислен к лику святых и установлено праздновать его память 26 ноября.

19 января 1805 г. мощи святителя были открыты, а 16 февраля того же года перенесены в соборную церковь Вознесенской обители и открыто почивали там в серебряной раке.

До разрушения Иркутского Вознесенского монастыря в 1921 году, мощи святителя пребывали в обители. Долгое время после этого они считались пропавшими, и лишь в 1990 году они были найдены в Ярославле и торжественно возвращены в Иркутск в Знаменский собор.

Литература:
Модест Жизнь св. Иннокентия. СПб, 1879. Рункевич С.Г. Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб, 1913, с. 193.
Хойнацкий А. Очерк из истории пр. церк. и древн. благ. на Волыни.
Житомир, 1878, с. 241-246.
Его же Волыно-Почаевский Патерик. М., 1888, с. 228-232.
Толстой М.В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 616-617, пр. 50.
Толстой Ю., № 22.
Барсуков Н., с. 223.
Голубинский, с. 173-175.
Барсуков З. Иннокентий св. первый Иркутский епископ. СПб, 1905.
Соловьев С.М. История России, кн. IV, с. 289, 645, 1140.
Поселянин Жития святых, ноябрь, с. 193.
Эристов, кн. Словарь историч. о святых, с. 104-105.
Булгаков, с. 1401.
Денисов, с. 227, 228.
Строев П., с. 555.
Н. Д., с. 63, 64.
Списки архиереев, № 22.
Летопись Е. А., с. 699, 702, 723.
Жизнь святитля и чудотворца Иннокентия, первого епископа Иркутского. М., 1887. Томск, 1890.
Повествование о Сибири, с. 73-78 (1817 г.).
Ист. свед. о монастырях, М., 1852.
Жития рус. святых, доп. т. I, с. 389.
Иркутск. еп. вед., 1863, № 3-12.
Афонска летопись (Душеп. собес., 1911, с. 376).
Прав. собес., 1855, кн. 3.
-"- 1899, январь, с. 1230132; март, с. 370.
-"- 1905, ноябрь, с. 513-530, 550.
-"- 1911, январь, с. 127, 130.
-"- 1913, февраль, с. 122.
Церк. вестн., 1891, № 33, с. 517; № 37, с. 588.
-"- 1895, № 31, с. 986; № 32, с. 1020.
Рус. палом., 1904, № 18, с. 309.
-"- 1905, № 6, с. 76-79; с. 95-96.
Душеп. чтен., 1882, с. 220.
Приб. к Ц. В., 1905, № 10, с. 422-426.
Изв. Казан. еп., 1868, № 19, с. 560.
Странник, 1872, май, с. 153.
Рус. старина, 1881, ноябрь, с. 641-642.
Рус. архив, 1895, кн. 1-я, № 3, с. 298.
Китайский благовестник, 1947, август-сентябрь, с. 5-6.
БЭЛ, т. V, с. 942, 1027.
БЭС, т. I, с. 944, 955.
РБС, т. VIII, с. 108-109.
Троицкое слово Забайкалья №2, г.Улан-Удэ, 2002, январь, с. 20-26.

Должности и места служения

 

Наместник  
Лавра во имя Святой Живоначальной Троицы, Александро-Невская 1720 г. 18 век -
- 1721 г. 18 век
Наместник  
Пекинская 05/16.03. 1721 г. 18 век -
- 15/26.01. 1727 г. 18 век