Свято-Троицкий Селенгинский монастырь
Историческая справка на памятник архитектуры –
Свято-Троицкий Селенгинский монастырь
Монастырь основан по указу 1681 г. царя Федора Алексеевича, направившего в «Сибирские Дауры на Селенгу» миссию из 12 человек во главе с игуменом Феодосием. Им было поручено выбрать за Байкалом место и основать обитель и храм во имя Пресвятой Троицы «для призвания иноверных в православную веру». Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в недавно присоединенном к Российскому государству крае.
В 1683 г. началось возведение монастыря. Первый соборный храм живоначальной Троицы был освящен 31 января 1684 г. В мае 1685 г. закончили вторую церковь во имя Николая Чудотворца. К 1690 г. устройство монастыря по первоначальному плану было завершено. Поскольку край тогда переживал смутное время и оставалась реальной возможность военного нападения, то территорию монастыря обнесли деревянной стеной в 400 саженей с шестью башнями. Простые и прочные рубленые четырехугольные башни с шатровым верхом на углах деревянной ограды, «забранной» в столбы, с бойницами на разных уровнях – выглядели весьма внушительно. Задачи обороны определяли и крепостной характер архитектуры. Это был тип сибирского «стоячего» острога. Сохранились сведения о том, что в 1732 г. монастырь имел 3 пушки, 65 самопалов, 2 палаша, 4 бочки с порохом и более 2-х пудов свинца. За прочной оградой виднелись стены и крыши клетей трех деревянных храмов – Троицкой и Никольской церквей, расположенных почти в центре монастырской территории, и Всесвятской церкви у западной стены. Рядом с одноглавой Троицкой церковью располагалось самое высокое сооружение – брусчатая восьмистенная колокольня с 9 колоколами. Колокольня выполняла роль не только благовеста религиозных праздников и повседневных молитв, но и указателя времени и погоды – в шатре размещались большие часы «железные, на русском бою, с конпасом указательным».
Архитектурный ансамбль монастыря вплоть до начала XVIII в. постоянно менялся: изменялись его основные элементы, архитектурные стили, заменялись деревянные храмы на каменные, появлялись новые постройки – жилые и хозяйственные. Развитие монастырского комплекса можно условно разделить на три периода:
- 1681-1724 гг. – период основания и постройки первоначального комплекса зданий. Господство острожно-клетского стиля со значительными элементами шатрового зодчества.
- 1739-1763 гг. – период перестройки части зданий и придания им в основном шатрового характера.
- 1785 г. – начало XX в. – период значительного качественного сдвига во всем архитектурном облике монастыря: господство каменного зодчества. Остатки деревянного культового зодчества начала XVIII в.
К концу XIX в. кроме двух каменных и двух деревянных церквей и дома настоятеля, внутри стен монастыря находились: большой каменный жилой корпус у западной стены, там же каменный в виде часовни колодец, вдоль северной ограды несколько каменных и деревянных построек. В северо-восточном углу территории размещались конный и скотный дворы, в юго-восточном углу – сад с яблонями, черемухой, кедрами, а на юго-западной стороне земля была распахана под огороды. За пределами ограды располагались деревянная одноклассная церковно-приходская школа, мельницы, деревянный «странноприимный» дом (гостиница).
В настоящее время в комплексе монастыря сохранились Троицкий собор, Никольская церковь, надвратная церковь Михаила Архангела, настоятельский, келейный корпуса, здание трапезной, корпус для послушников и вольнонаемных, ограда с северными воротами и угловые башни. В архитектуре комплекса построек отразилась типичная организация древнерусского монастырского ансамбля с богатством силуэтов зданий церквей, живописностью и органическим сочетанием с окружающим природным ландшафтом.
В XVIII в. монастырь процветал. Он владел пашнями, сенокосными угодьями, мельницами, усадьбами некоторых жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, Удинска и других мест, рыбными угодьями, имел скот, заимки, соляные озера. Основной же отраслью монастырского хозяйства было хлебопашество. В монастырские житницы поступали рожь, пшеница, ярица, ячмень, овес, горох, семя конопляное. Значительная часть хлеба употреблялась на еду, часть шла на продажу, обменивалось на кожу, отдавалась как натуральная плата за работу наемным крестьянам и бурятам, на посев, в ссуду и т.д.
Монастырь имел свою библиотеку. В основном это была богослужебная литература, но имелось и некоторое количество светской литературы. Интересен тот факт, что в библиотеке имелись книги не только московской и петербургской печати, но также книги киевского и могилевского изданий.
Также монастырь был наделен функциями «ведать судом и расправою, кроме дел убийственных и разбойных», которые рассматривались в Иркутске и Селенгинске.
В 1920-х годах монастырь был упразднен, здания использовались под детские, а впоследствии под лечебные учреждения. В последние годы располагалась Троицкая психиатрическая больница.
Троицко-Селенгинский монастырь – памятник культовой архитектуры федерального значения, состоит под охраной государства на основании постановления Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г.
Время и долгое использование зданий без проведения ремонтов и реставрации, сильно изменили облик монастырских строений, некоторые из которых находятся в аварийном состоянии. По заказу Министерства культуры Бурятии в конце 1970-х гг. институтом «Спецпроектреставрация» (г. Москва) была выполнена проектно-сметная документация на ремонтно-реставрационные работы. В 1982 г. на долевых началах с Министерством здравоохранения были начаты работы по реставрации каменной монастырской ограды и угловым башням, которые из-за отсутствия финансирования не были завершены.
В настоящее время из монастыря выведена психиатрическая лечебница, образован православный приход, ведутся ремонтно-реставрационные работы.