ВЕРХНЕУДИНСКИЕ ХРАМЫ, ДОМОВЫЕ ЦЕРКВИ И ЧАСОВНИ
А.Д. Жалсараев
ВЕРХНЕУДИНСКИЕ ХРАМЫ, ДОМОВЫЕ ЦЕРКВИ И ЧАСОВНИ
В сентябре 1906 г. верхнеудинский мещанин, почетный гражданин г. Верхнеудинска Петр Аввакумович Фролов оставил по завещанию 100000 рублей на строительство собора «на том месте, где признает нужным город», чтобы «при гробе моем иметь такого проповедника, который зажег бы сердца всех присутствующих горячей молитвой» («ЗЕВ», 1907, №№ 1, 2, 3 и 4, с.12).
«Его Преосвященством, Преосвященнейшим Иоанном утверждено дело о постройке в гор. Верхнеудинске новаго собора. План собора выработан в византийском стиле, с обширным куполом, двухпрестольный. На постройку собора имеется капитал свыше 100000 руб., пожертвованный по завещанию известным Верхнеудинским благотворителем Фроловым. Место для собора отведено в нагорной части города. Возвышаясь над всем городом и возглавля его, величественный собор будет самым лучшим украшением города, свидетельствующим то, что Верхнеудинск - город христианский. В этом отношении г. Верхнеудинск со своими белокаменными храмами будет весьма выгодно выделяться в сравнении с областным городом Читой, в котором убогие по внешнему виду деревянные храмы еле заметны, темнаго цвета кафедральный собор скрыт в котловине (яме), а над городом, в самой высокой и видной его части, красуется белоснежное и грандиозное здание синагоги» («ЗЕВ», 1914, № 4, с.133-134).
В связи с началом первой мировой войны, а затем с установлением советской власти, проектируемое строительство нового собора в нагорной части города так и не началось.
1. ВЕРХНЕУДИНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ ОДИГИТРИЕВСКИЙ собор.
Был основан на кладбищенском погосте в начале 1700-х гг. как Богородице-Владимирский. Церковь была деревянная одноэтажная и стояла южнее существующего собора. Место, где она находилась, было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху (ныне не сохранился). Каменный храм заложен в 1741 г. Зимняя церковь Богоявления Господня на первом этаже освящена 27 мая 1770 г. Святителем СОФРОНИЕМ (КРИСТАЛЛЕВСКИМ), епископом Иркутским и Нерчинским, а в 1785 г. 3 мая, епископом МИХАИЛОМ (МИТКЕВИЧЕМ) освящен храм на втором этаже во имя иконы Божией Матери Одигитрия (Гурьянов В.К., 1998, с.28-29).
В 1829 г. с южной стороны здания у лестницы и колокольни сделали небольшой пристрой в две комнатки для размещения богадельни. К северной и южной стене колокольни в 1900-х гг. пристроили дополнительные сени перед входом на паперть нижней церкви. В 1909-1913 гг. собор капитально отремонтировали. Была полностью обновлена внутренняя отделка. Интерьеры собора не имели росписи. Их главным художественно-декоративным элементом являлись золоченые резные иконостасы. В верхнем храме иконостас был четырехъярусным с восемью рядами икон (Минерт Л.К., 1983, с.24).
«Высокопреосвященнейший Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, следуя из Благовещенска, прибыл к нам 2 марта, и, по русскому обыкновению, встречен от граждан с хлебом солью. Остановился у А.А.Третьякова, и вместе со своею свитою, которая впрочем очень не велика, и вся состоит лишь из двух лиц, в числе коих Благовещенский Протоиерей Гавриил Вениаминов, и один воспитанник. Вечером 2 марта Архипастырь посетил Верхнеудинский Одигитриевский Собор, и здесь изволил слушать Всенощное Бдение. 3 марта, в том же Соборе Высокий Гость изволил слушать Божественную литургию, которую совершал чредный священник А. Аргентов, при чем поучение к народу говорил священник М. Касаткин. 4 марта Митрополит выехал из Верхнеудинска по тракту в Иркутск. Свящ. А. Арг» («ИЕВ», 1868, № 11, с.145-146).
Одигитриевскому собору принадлежал прилегающий участок земли площадью «в 3242 кв. м.» (НАРБ, ф.Р-248, оп.3, ед.хр.84, л.20). А также в собственности собора, согласно протоколу городской думы от 12 марта 1902 г., городом была пожертвована земля для постройки причтовых домов на углу Малой Набережной (Шмидта) и Мордовской (Банзарова) площадью 442 с половиной кв. саженей. 1 ноября 1903 г. была открыта при соборе женская двухклассная церковно-приходская школа. Здание школы было построено в 1904 г. на отведенном городом участке земли по Думской (Советская) и Закалтусной (Профсоюзная) улицам площадью в 680 кв. саженей. В 1910 г. - старшая учительница Александра Ник. Лахина, младшая учительница Людмила Феодоровна Марскевич (ПКЗО, 1911, с.94). В 1903 г. известный благотворитель, верхнеудинский мещанин Петр Аввакумович Фролов построил на свои средства за Удой второклассную церковную школу на сумму 23000 рублей; «ныне с разрешения Св. Синода, присваивается наименование «Фроловской» («ЗЕВ», 1904, №№ 22-23, с. 338). В ней в 1904 г. были учителями Алексей и Анна Преловские («ЗЕВ», 1904, № 6, с.49). В 1910 г. при Фроловской второклассной учительской школе учителями были Африкан Николаев Пляскин, Петр Аникит. Васильев и Никанор Георг. Кропачев. Попечителем школы являлся мещанин Фил.Вас.Машанов (ПКЗО, 1911, с.94). При Фроловской школе в 1910 г. были приписаны - образцовая одноклассная, где учителем был Арефа Мих. Ерилов и Заудинская женская, где учительницей была Евдокия Иван. Перфильева (ПКЗО, 1911, с.94), награжденная 6 декабря 1912 г. золотой медалью на Аннинской ленте («ЗЕВ», 1913, №№ 8-9, с.33). В те же годы при 1-й Соборной одноклассной школе учительницей была Надежда Ник. Казанцева-Поспелова, а во 2-й Соборной была учительницей Мария Иннок. Усанова (ПКЗО, 1911, с.94).
В 1878 г. в приходе жителей было 996 мужчин и 1013 женщин («ИЕВ», 1878, № 37, с.409).
А в 1914 г. в приходе собора - 1833 мужского пола и 1815 женского (НАРБ, ф.186, оп.1, д. 242, л.74).
15 апреля 1895 года при приписаном к собору селе Поселье была открыта церковно-приходская школа («ЗЕВ», 1907, №№ 18-19, с.401). В которой в 1910 г. учительницей была Нина Феодоровна Марскевич (ПКЗО, 1911, с.94).
«Варваре Ивановне и Александру Александровичу Второвым, за пожертвование Верхнеудинскому собору напрестольного евангелия, стоимостью в 500 рублей, и иконы Св. Ермогена художественной живописи, в киоте московской работы, преподано от 13 января 1914 года Его Преосвященством Архипастырское благословение, с выдачею грамоты» («ЗЕВ», 1914, № 3, с.70-71).
«Акт технического осмотра Одигитриевского собора. 1927 года июля 14 мы, нижеподписавшиеся на основании постановления президиума Верхнеудинского Горсовета РКД (протокол заседания президиума от 27 июня 1927 года № 17 п. 3) в составе: Председателя т. Гергесова - Начальника Административного Управления НКВД, т. Асеева - представителя Наркомпроса, тов. Седуновой Е. П. - представителя административно-правовой секции Горсовета, тов. Фукс - техника Коммунального отдела произвели обследование здания. Комиссия нашла отметить необходимый ремонт: ... 6 ) В верхнем этаже храма по своду обнаружена огромная сквозная трещина и оказались порванными связи, соединяющие стены здания. Все это требует восстановительного ремонта, в настоящее же время при толчке угрожает обвалу. Руководствуясь этим комиссия считает, что храм в таком виде функционировать не может. Комиссия находит, что на весь ремонт в грубых цифрах требуется 30000 рублей..» (НАРБ, ф.Р-248, оп.3, ед.хр.84, л.23).
«Акт технического осмотра. 2 февраля 1929 года. Комиссия в составе: техника Управления Строительного Контроля Сумкина, Зав. Админчастью АУ Копытовского и техника Горкомхоза Катышева, в присутствии Председателя Церковного Епархиального Управления гр. Макушева (архиепископа) на основании приказа Горсовета от 6 октября 1927 г. за № 28, произвели обследование здания Одигитриевского собора. В отношении стоимости ремонта храма комиссия присоединяется к ориентировочной цифре в 30 тыс. рублей..». (то же, л.24).
«Церковно-приходскому Совету. Препровождая при этом акты от 14 июля 1927 г., 2 февраля и 8 марта 1929 г. АУ СНК просит о прекращении в нем богослужения, в виду того, что здание угрожает обвалом, а также требует приступить к его ремонту. Начальник АУ СНК Антонов, Зав. Админчастью Копытовский» (то же, л.26).
Собор был закрыт постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета Бурят-Монгольской АССР от 6 сентября 1929 г. со следующей формулировкой: «В виду отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта его, а также вследствие отсутствия других религиозных объединений, желающих принять названное здание культа в свое пользование, Президиум ЦИК постановил: а) здание религиозного культа - Одигитриевский кафедральный собор со всем его имуществом ликвидировать» (НАРБ, ф.Р-248, оп.3, ед.хр.84, л.2).
И на основании секретного постановления ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. (опубликованного в бюллетени Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР от 20 мая 1929 г. в № 18 (319), который гласил: «При ликвидации молитвенного здания все предметы из платины, золота, серебра и парчи, а также драгоценные камни подлежат зачислению в государственный фонд...» поручил ликвидационной комиссии изъять все ценное (НАРБ, ф.Р-248, оп.3, ед.хр.84, л.15).
«Акт о передаче Ликвидационной Комиссией культового имущества из благородного металла и парчевых изделий в порядке ст. 40 декрета ВЦИК и СНК РСФСР произвела передачу НКФ в Госбанк для реализации культового имущества, состоящего из благородного металла по цене лома и парчевые изделия с уценкой до 50 %. Предметы благородного металла подлежат отправлению в НКФ РСФСР, а парчевые изделия в антиквариат Наркомторга СССР по адресу: Ленинград, Набережная 9-го января, д. № 18, о чем и постановили записать в настоящий акт: Серебряная риза с иконы Божей матери Одигитриевской; Серебряная позолоченная риза с образа Божей Матери Одигитрии Смоленской; лампады серебряные; венцы брачные серебряные; потиры; сосуды; чаши; пасхальное евангелие в листах, оправленное серебром; вызолоченное с изображением Воскресения Христова и 4-х Евангелистов под финифтами со стразами с серебряными под золотом застежками 12 х 8 1/2 вер.; дарохранительницы; кадила; ковши серебряные; крест серебряный позолоченный с чеканными литыми изображениями распятие спасителя с тремя предстоящими святых - размер 56 см х 34 см вес 1 кг. 465 гр. - сумма оценки - 40 руб.; чаша серебряно-позолоченная с 8-мью финиф. изображениями, украшенное стразами; две тарелочки и звездица (полный набор) вес 3320 сумма оценки 90 руб. Председатель Попугаева, члены: Казанцев, Попов, Краснопеев, Истомин, Кудрявцев, Копытовский» (НАРБ, ф.Р-248, оп.3, ед.хр.84, лл.71-72).
«Акт 1930 года марта 21 дня. Здание бывшего Одигитриевского собора, все здание по своему расположению отдельных помещений может быть использовано только как временное хранилище (склад). Какой либо ремонт или переустройство здания с целью приспособления его под общественно-культурное помещение было бы нецелесообразно, т.к. само здание ввиду его ветхости должно подлежать разборке с утилизацией годного материала..» (то же, л.32).
В 1930 г. сняли колокола. Первое время здесь находились курсы стройкадров, затем с 1934 г. антирелигиозный музей, а позже по настоящее время фонды исторического музея.
1 августа 1995 г. вышел указ Президента РБ Потапова Л.В. за № 180 о поэтапной передаче Одигитриевского собора Русской Православной Церкви.
31 марта 1992 г. при соборе зарегистрирован православный приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории. Открыт православный киоск и мастерские. 23 мая 1996 г. на праздновании Вознесения Господня на колокольне собора установлены 6 колоколов.
В день Положения честной ризы Господа Иисуса Христа, 23 июля 1999 г. во дворе собора освятили крест и водрузили его на колокольню храма («Бурятия», 1999, 29 июля, с.5).
С 1997 г. в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) проводится крестный ход от Свято-Троицкого храма к собору с последующим богослужением. 10 августа 1999 г. крестный ход возглавлял Преосвященнейший Иннокентий, епископ Читинский и Забайкальский.
21 ноября 1998 г. при приходе была открыта молельная комната. 30 октября 1999 г. замироточила икона Божией Матери «Одигитрия».
20 декабря 1999 г. приходу официально передан нижний придел во имя Богоявления Господня и тогда же проведен первый молебен.
«Центр благочиния бурятского округа отныне переместился из Свято-Троицкого храма в Одигитриевский собор. Здесь 26 марта, впервые за 70 лет после закрытия, была совершена Божественная литургия» («Бурятия», 31 марта 2000 г.).
СВЯЩЕННИКИ:
ИОАНН НИКИФОРОВ - служил с 1728 г., ранее был при Верхнеудинской Спасской.
ИВАН ИОАННОВ НИКИФОРОВ - служил с 1728 г.
ИВАН СУВОРОВ - служил в 1730-х гг.
ИОАНН - иеромонах, скончался в 1755 г. (Строитель каменного собора).
МАКСИМ ФЕДОРОВ - протопоп, служил в 1760-1780-х гг.
ИОАНН ЗАГОСКИН - протопоп в 1780-х гг.
ИОАНН ФЕДОРОВ - служил в 1780-х гг.
ТРАПЕЗНИКОВ - служил на должности пономаря с 1787 г., ранее был при Верхнеудинской Спасской.
ЛАВРЕНТИЙ МОРДОВСКИЙ - протопоп, служил с 8 февраля 1793 г. до 28 октября 1800 г., был присутствующий Верхнеудинского духовного правления; затем был пострижен в монашество 28 октября 1800 года в Иркутском кафедральном Богоявленском соборе преосвященным ВЕНИАМИНОМ, епископом Иркутским и назначен игуменом Посольского Спасо-Преображенского монастыря и членом Иркутской духовной консистории.
ИОАНН ЕВТЮГИН - протоиерей, служил в 1820-х гг. (Ранее в 1817-х гг. служил в Красноярске).
ИОАНН ЕРЖЕНИН - служил до 1837 г.
ХАРАЛАМПИЙ СИМЕОНОВ ПОПОВ - протоиерей, с 17 июня 1867 г. в заштат «по старости и болезненному состоянию», скончался 27 мая 1874 г.
ИОАНН ПЛАТОНОВ НИКОЛЬСКИЙ - (бурят) - благочинный, служил с 1860 г. по 1866 г.
МИХАИЛ ГЕОРГИЕВ КАСАТКИН - духовник с 1865 г.; 28 мая 1868 г. Высокопреосвященнейшим ПАРФЕНИЕМ (ПОПОВЫМ) произведен в протоиереи, скончался в 1876 г.
АНАТОЛИЙ ЛАВРОВСКИЙ - служил в конце 1860-х и начале 1870-х гг.
АНДРЕЙ ИВАНОВ АРГЕНТОВ - служил с 28 августа 1867 г. по 1877 г. (Переехал в Нижегородскую епархию, занимался краеведением, писал статьи и заметки в «ИЕВ»).
АМФИЛОХИЙ КУЗНЕЦОВ - протоиерей, благочинный с 1877г.
ИАКОВ САХАРОВ - служил в 1870-х гг.
ПЕТР ГЛЕБОВ МАЛЫШЕВ - служил с 1 июля 1880 г. до дня смерти, последовавшей 26 февраля 1901 г. в возрасте 52 лет, духовник благочиния с 1882 г. Был награжден набедренником и скуфьей. Погребен в церковной ограде собора.
СТЕФАН ЛУКИН ПОПОВ - протоиерей, настоятель в 1890-1900-х гг., 6 мая 1907 г. награжден палицей (Родился в 1830 г. Рукоположен в 1857 г. 15 июля 1902 г. отмечали юбилей 50-летней службы).
СЕРГЕЙ ДАНИЛОВ - служил с 24 июля 1902 г., был уездным наблюдателем церковных школ.
ПЛАТОН ГАВРИЛОВ БАРЫШЕВЦЕВ - служил с 1903 г. по 1915-е гг.
ФЕДОР ВИНОГРАДОВ - служил в 1900-х гг., скончался около 1908 г.
СЕРГИЙ С. СТАРКОВ - благочинный, служил до 17 сентября 1906 г. С 7 марта 1902 г. законоучитель городского 3-х классного училища и женской прогимназии.
ИОАНН ВАСИЛЬЕВ КОРЕЛИН - протоиерей, настоятель и благочинный с 1908 г. по 4 февраля 1914 г. Затем согласно прошения ушел заштат.
СТЕПАН ИВАНОВ СКОРОПОСТИЖНЫЙ - служил в 1910-х гг., кандидат богословия, законоучитель воскресной школы.
ИОАНН ОРЛОВ - служил до своей кончины в 1911 г.
ИННОКЕНТИЙ ПЕТРОВ ТЯЖЕЛОВ - служил с 1908 г., верхнеудинский уездный наблюдатель церковных школ до 1917 г. С 1910 г. по 22 сентября 1914 г. был при Николаевской Елизаветинской. С 22 сентября 1914 г. причислен сверх штата вновь к собору. Награжден 6 мая 1916 г. орденом Св. Анны 3-ей степени (Родился в 1875 г. в Читинской области. В советское время чернорабочий, в 1930 г. арестован. Скончался в 1946 г. в г. Улан-Удэ. Погребен на кладбище пос. Шишковка - по сведениям сына Иннокентия Иннокентьевича).
СЕРГИЙ ТЯЖЕЛОВ - служил сверх штата с 1910 г., законоучитель восьми городских приходских училищ. Скончался в 1914 г. (В 1903 г. был делопроизводителем Верхнеудинского отделения Забайкальского епархиального училищного совета и заведующим книжным складом).
ГАВРИИЛ АРКАДИЕВ АСТАШЕВСКИЙ - протоиерей, настоятель, благочинный градо-Верхнеудинских церквей с 3 февраля 1914 г. (С 22 апреля 1923 г. по 1928 г. епископ Верхнеудинской обновленческой и с 29 сентября 1928 г. Бурят-Монгольской обновленческой епархии).
АФАНАСИЙ СТУКОВ - протоиерей, настоятель с ноября 1916 г. Награжден 6 мая 1916 г. орденом Св. Анны 2-ой степени. Ранее в Чите - председатель Забайкальского Ревизионного Комитета.
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВ ТИТОВ - служил сверх штата с 2 сентября 1916 г., был иереем в 715 пешей дружине г. Верхнеудинска.
ГАВРИИЛ (МАКУШЕВ) - архиепископ Прибайкальский в 1920-х гг., председатель Церковного Епархиального Управления.
ИГОРЬ АШОТОВИЧ АРЗУМАНОВ - по совместительству настоятель прихода с 1992 г. по 1997 г.
ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ МАТВЕЕВ - благочинный Бурятского округа и с 1 июня 1998 г. по совместительству настоятель прихода. С 1 марта 2000 г. настоятель.
ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ АГАФОНОВ - клирик с 1 ноября 1998 г. по 1 июня 1999 г.
ИГОРЬ АЛЬБЕРТОВИЧ ГРУБАСЬ - клирик с 5 мая 2000 г.
ДИАКОНЫ:
АНТИПАТР МАЛОВ - служил до сентября 1867 г.
НИКОЛАЙ ПЕТРОВ ТЮТЮКОВ - служил в 1870-х гг.
АЛЕКСАНДР АНТОНОВ ЛАВРОВСКИЙ - служил в 1890-х гг.
НИКОЛАЙ ПЛЯСКИН - служил в 1900-х гг.
КОНСТАНТИН ДАУРКИН - служил до июля 1907 г. Согласно его ходатайства указом Св. Синода от 24 июля 1907 г. за № 8478 священнический сан снят.
ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КОРНАКОВ - служил с мая 1907 г. по 1910 г.
ГЕОРГИЙ АЛЕКСЕЕВ РУБЦОВ - служил на должности псаломщика до 27 мая 1911 г.
ГАВРИИЛ АРНОЛЬД - служил в 1910 г.
АЛЕКСЕЙ СПАССКИЙ - служил до 13 июня 1911 г.
АФАНАСИЙ ЛИТВИНЦЕВ - служил до 25 октября 1911 г.
ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВ НИФОНТОВ - (бурят) - служил до 20 ноября 1912 г., затем заштат. Скончался 17 ноября 1914 г.
ГРИГОРИЙ ТИХОНОВ АРГОКОВ - служил с 20 ноября 1912 г. по 22 сентября 1913 г., затем рукоположен во священника и переведен в Читинский округ.
НИКОЛАЙ ЕРМИЛОВ - служил на должности псаломщика с 19 сентября 1913 г. С 24 сентября 1913 г. переведен в Томскую епархию.
ГЕОРГИЙ КОМАРОВ - служил на должности псаломщика с 1 января 1914 г. по 1915 г. Был исполняющим обязанности делопроизводителя Читинского Отделения Епархиального Училищного Совета. Много писал заметок в «Забайкальских Епархиальных Ведомостях».
ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ШУШАКОВ - заштатный, служит с августа 1999 г. (Рукоположен 17 августа 1995 г.)
ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ:
Андрей Иванов Суворов - дьячок в 1730-х гг.
Василий Секыстин - пономарь с 1729 г.
Александр Мордовской - пономарь в 1790-х гг.
Стефан Савватеев - дьячок с 1860-х гг. по 1880-е гг.
Андрей Кузнецов - пономарь до 28 сентября 1864 г.
Леонид Громов - дьячок с 20 ноября 1864 г.; с 21 февраля 1865 г. удаляется от должности.
Прокопий Рещиков - пономарь с 31 мая 1865 г. до 1880 г.
Афанасий Михайлов Иванов - исп. должн. псаломщика с 1873 г. по 1 августа 1878 г.
Афанасий Бурлаков - псаломщик в 1870-х гг.
Константин Титов - псаломщик с 1877 г.
Николай Петров Гирченко - псаломщик с 1907 г. по 1910 г.
Стефан Балясников - псаломщик с 14 февраля 1914 г.
Симеон Куклин - исполн. должн. псаломщика с 21 октября 1913 г., был регентом и учителем пения. 26 ноября 1914 г. отчислен от должности.
Василий Сергеев - псаломщик с 3 апреля 1915 г.
ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ:
Петр Иванов Кулаков - купец 2-ой гильдии, с 1 августа 1861 г. по 1 января 1864 г.
Петр Дмитриев Лосев - купец 1-ой гильдии, с 1 января 1867 г. (Неоднократно в доме у него останавливался Высокопреосвященнейший ПАРФЕНИЙ ПОПОВ, архиепископ Иркутский и Нерчинский).
Петр Фролов - купец 1-й гильдии, с 1870 г. по 1872 г.
Георгий Галашев - крестьянин, подрядчик казны по перемолу хлеба - скрылся в 1910 г. за границу с церковными деньгами в сумме 2870 рублей, долгом интендантству 20900 рублей и частным лицам 53300 рублей («ЗЕВ», 1910, №№ 10-11, с.324).
Евтихий Кириллов Арсентьев - крестьянин, в 1910 - 1913 гг.
Григорий Андреев Цветаев - директор реального училища, в 1915 - 1917 гг.
Игорь Ашотович Арзуманов - протоиерей, с 1992 г. по 1997 г.
Тамара Михайловна Сенатаева - с 11 февраля 1999 г.
2. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ СПАССКАЯ.
Находилась в районе улиц Калинина и Линховоина (бывших Спасской и Соборной). Строительство первой деревянной церкви в 1696 г. благословил ИГНАТИЙ - митрополит Тобольский и Сибирский (Впоследствии сгорела).
«Вторая приходская Спасская церковь построена вместо сгоревшей и освящена в 1765 году; при ней колокольня и под ней церковь Петра и Павла, освящена в 1724 году» (Тиваненко А.В., 1996, с.29).
Каменный храм, севернее деревянной, заложен в 1786 г. по благословению Преосвященнейшего МИХАИЛА (МИТКЕВИЧА) и закончен в 1800 г. Первым в 1801 г. был закончен и освящен зимний придел с северной стороны во имя Святителя Димитрия Ростовского, зимний же придел с южной стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая освящен в 1809 г. Главный - во имя Нерукотворенного образа Спасителя, освящен в 1816 г., а придел под колокольней во имя Св. Апостолов Петра и Павла освящен в 1820 г. (Минерт Л.К., Архитектура, 1983, с.40).
В 1909 г., 8 сентября после капитального ремонта на пожертвования Ф.В.Машанова и установки электроосвещения было совершено освящение («ЗЕВ», 1909, №№ 18-19, с.492).
Храм разрушен в 1930-х гг.
СВЯЩЕННИКИ:
ИОАНН НИКИФОРОВ - служил с 1720 г. до 1728 г. Был рукоположен в 1720 г. митрополитом Тобольским и Сибирским, схимонахом ФЕОДОРОМ (ЛЕЩИНСКИМ).
ИВАН СОФРОНОВ - протопоп, служил до увольнения по болезни в 1727 г.
ИВАН ИВАНОВ СОФРОНОВ - служил с 1727 г.
АНДРЕЙ ФИЛИПОВ - служил в 1727-х гг.
ТИМОФЕЙ ШЕРГИН - служил в 1770-х гг.
ИОАНН ФЕДОРОВ - служил в 1780-х гг.
ТРАПЕЗНИКОВ - служил до 1787 г.
СЕРГИЙ РУЖНИКОВ - служил в 1860-х гг.
СИМЕОН ПОПОВ - служил в 1860-х гг.
МИХАИЛ ПОПОВ - служил в 1860-х гг.
АНАТОЛИЙ АЛ. ЛАВРОВСКИЙ - служил в 1864 - 1880-х гг.
ПЕТР МАЛКОВ - заштатный, скончался 11 января 1869 г., отпет 13 января «при особенном стечении народа».
АЛЕКСАНДР ГРОМОВ - служил в 1890-х гг. (Родился в 1853 г. Скончался 22 ноября 1898 г. Погребен в церковной ограде Верхнеудинского Одигитриевского собора).
ИЛЬЯ МАКСИМОВ ПЕТЕЛИН - (из бурят) - служил до 14 июля 1904 г.
ФЕОДОР КОНСТАНТИНОВ ТИТОВ - служил с 10 сентября 1904 г. по 10 октября 1914 г., председатель Верхнеудинского отделения Забайкальского Епархиального училищного совета.
ФЕОДОР ИУСТИНОВ ТУРКИН - служил до 17 ноября 1904 г.
НИКОЛАЙ ВИНОГРАДОВ - служил с 17 ноября 1904 г. С 1907 г. уездный наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты, 6 мая 1907 г. награжден камилавкою.
ИОАНН ВАСИЛЬЕВ КОРЕЛИН - протоиерей, настоятель, служил до 1908 г. (В октябре 1907 г., на основании имеющихся архивных данных, издал брошюру «Сказание о Заудинской Вознесенской церкви» в количестве 100 экземпляров) («ЗЕВ», 1907, №22, с.487).
ВАСИЛИЙ ПОЛИКАРПОВ ПЕРФИЛЬЕВ - служил в 1910-х гг. После ареста в 1920-х гг. сошел с ума.
МИХАИЛ МИХАЙЛОВ ЛИТВИНЦЕВ - настоятель с 10 октября 1914 г. по 1920-е гг.
ДИАКОНЫ:
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВ БЕНКОГЕНОВ - служил до 23 июня 1867 г., затем был рукоположен во священники к Верхне-Ангарской Николаевской церкви.
НИКОЛАЙ ПЛЯСКИН - служил с 3 августа 1867 г. по 1877 г.
ИОАНН ДМИТРИЕВ ПОНОМАРЕВ - служил до 20 августа 1893 г.
ИОСИФ ГАВРИИЛОВ БАРЫШЕВЦЕВ - служил с 21 октября 1893 г. по 23 сентября 1895 г.
ИННОКЕНТИЙ ШИГИН - служил с 1903 г., скончался 10 июня 1905 г.
ЗАХАРИЙ ИОАКИНФОВ МОРОКОВ - служил с 21 августа 1905 г. После ареста в 1920-х гг., в тюрьме скончался.
ЗАХАРИЙ ИОАКИНФОВ МАРКОВ - служил с 1910-х гг.
ИОАНН АСТРАХАНЦЕВ - служил на должности псаломщика с 2 октября 1914 г. по 30 августа 1916 г., затем уволен заштат с приписанием к сей же церкви сверх штата.
ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ:
Никита Поздышин - дьячок в 1730-х гг.
Федор Поздышин - дьячок в 1730-х гг.
Терентий Корелин - пономарь в 1730-х гг.
Яков Мичурин - дьячок до 1866 г.
Иван Корнаков - дьячок с 3 сентября 1867 г.
Михаил Пляскин - пономарь с 25 января 1867 г., исп. должн. псаломщика с 1870 г.
Афанасий Михайлов Иванов - исп. должн. псаломщика с 1 августа 1878 г.
Иннокентий Анемподистов Каноровский - псаломщик до 1 августа 1902 г.
Алексей Златковский - псаломщик, 1 октября 1902 г. посвящен во диакона, а 10 октября переведен на другое место служения.
Григорий Дмитриев Руд-Кухарь - псаломщик с 10 октября 1902 г. по 25 октября 1902 г.
Георгий Кисляков - псаломщик с 7 ноября 1902 г.
Захарий Иоакинфов Мороков - псаломщик с 16 ноября 1904 г. по 20 августа 1905 г.
Владимир Пляскин - псаломщик с 21 августа 1905 г., 21 октября 1907 г. посвящен в стихарь, с 2 марта 1911 г. отчислен.
Леонид Райский - псаломщик до 1910 г.
Степан Тимофеев Шастин - псаломщик в 1910-х гг, скончался 23 августа 1916 г.
Иннокентий Константинов Попов - псаломщик с мая 1911 г., скончался 4 ноября 1914 г.
Михаил Прокопьев Рещиков - сын священника, псаломщик с 19 сентября 1916 г.
ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ:
Козьма Михайлов Большаков - купец 2-й гильдии, в 1854 - 1873 гг.
Тивуртий Иванов Трунев - купец, с 1 января 1889 г. по 1 января 1893 г.
Иннокентий Иванов Мельников - урядник Верхнеудинской станицы, в 1893 - 1896 гг.
3. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ ТРОИЦКАЯ, кладбищенская, приписная к Верхнеудинскому Одигитриевскому собору.
По канонам православия покойников следовало хоронить в «освященной» земле, то есть поблизости от церкви. Поэтому до 1772 года умерших горожан (в колодах) хоронили при церквах - Спасской, Петро-Павловской, Богородице-Владимирской. Ограды церквей служили как бы небольшими кладбищами; иногда хоронили даже в самих церквах, под полом. Однако город рос довольно быстро, и в церковных оградах не хватало места, чтобы вместить всех умерших. Поэтому при церквах постепенно начинают хоронить главным образом лиц, связанных с данной церковью: священников, купцов, жертвовавших крупные суммы для строительства, ремонта или приобретения утвари для церквей, представителей городской администрации. После указа 1772 года возникают первые, так называемые общие кладбища. По закону городские кладбища должны были отстоять не менее чем в 100 саженях (213 м) от ближайших жилых построек. Наиболее благоприятными местами в санитарном отношении для кладбищ считались возвышенные участки местности с песчаной почвой или хрящом. Глубина могил по русским законам ХIХ в. составляла 1,7 - 1,8 м, а расстояние между могилами - до 1,2 м. Детские могилы разрешалось располагать теснее и копать до меньшей глубины.
Одной из первых могил на Троицком кладбище было захоронение иеромонаха АРСЕНИЯ. Бывший нижегородский иеромонах был сослан за провинности в 1767 г. в Нерчинский Успенский монастырь. В 1773 г. его перевели в Селенгинский Свято-Троицкий монастырь. По пути, не доезжая Верхнеудинска 5 верст, в районе нынешней Стрелки он скончался 13 июня в возрасте 55 лет (На этом месте поставили часовню во имя иконы «Cпоручницы грешных»). 14 июня 1773 г. он был отпет на паперти еще деревянной Спасской церкви священником Шергиным и погребен на Троицком общем кладбище. Позже над могилой был установлен склеп, а затем и каменная часовня (квадратная, занимающая пространство в длину и ширину не более 6 м. Построена верхнеудинским купцом Иваном Григорьевым Байбородиным «после неоднократных видений им горящей свечи на могиле усопшего; подобные явления давались не ему одному, а и некоторым другим»), и молва приписала, что в ней могила бывшего митрополита Тобольского и Сибирского АРСЕНИЯ (МАЦИЕВИЧА), пострадавшего за выступление, направленное против секуляризации монастырских земель. В часовне были: «... с конца 30 или с 40 годов образ, написанный во весь рост, Святителя Иркутскаго Иннокентия и Преподобнаго Арсения В., поставленный в резном раскрашенном, по местам позолоченном иконостасе... На иконе Арсения Великого надпись: «на месте сем погребен в 1771 году: смиренный Иеромонах Арсений бывший Митрополит Ростовский и Ярославский - и сего достоинства в 1763 году лишен - образ писан в 1815 году иждивением купца Логина Савватиева Орлова» ... 6 мая, в день памяти Преп. Арсения Великаго, в Верхнеудинске обыкновенно совершается заупокойная литургия в Троицкой кладбищенской церкви, и отправляется в усыпальнице Арсения большая панихида. В былые годы заказных обеден по усопшем бывало много, богомольцы стекались в большем количестве и усердно и горячо молились о упокоении в скиниях праведных раба Божия Митрополита Арсения («ИЕВ», 1865, № 34, с. 478-479). «Верхнеудинский старожил купец Орлов объяснял, что многие из городских жителей... в болезнях брали (в прежнее время) с могилы Арсения землю и разводя в теплой воде, поили ею детей, которыя и выздоравливали. Народное воображение... засвидетельствовало и то, что над могилой Арсения, в ночное время, виднелась горящая свеча» («ИЕВ», 1863, № 37, с. 596). Судя по старинным фотографиям, часовня Арсения находилась у юго-западного угла Троицкой каменной церкви.
Кладбищенская церковь вначале с 1770-х гг. была деревянная, затем в 1798 - 1809 гг. построили каменную. Главный храм Св. Троицы освятили в 1816 г., северный придел Покрова Божией Матери в 1818 г. Южный придел Святителя Иннокентия Иркутского чудотворца в 1856 г. С 1857 г. строилась ограда кладбища в виде каменных столбов с деревянными балясинами между ними (Минерт Л.К., Архитектура, 1983, с.43).
Строитель - верхнеудинский купец Пахолков Василий, завершал строительство купец Афанасий Налетов.
После закрытия в 1929 г. Одигитриевского собора начали богослужения проводиться при Троицкой церкви. «14 апреля 1930, № 076. Секретно. Начальнику Верхнеудинской Гормилиции. Ввиду предстоящих дней празднования религиозными объединениями в г. Верхнеудинске дней пасхи, коими в ночь с 19 на 20 апреля с. г. в пользуемых ими молитвенных зданиях культа: Троицком на кладбище, Спасском по Калининской ул. и Михайло-Архангельском в пос. Зауда имеют быть совершены ночные богослужения с крестными ходами при иллюминации, где обычно при массовом скоплении допускаются хулиганства, сопровождающиеся выстрелами, как во круг зданий культа, так и по городу, по этому предлагаю на указанное выше время установить для порядка наружное наблюдение из милиционеров в частном платье и в случае обнаружения виновных лиц в нарушении тишины и спокойствия привлечь к ответственности в установленном порядке. В случае обращения к Вам религиозных объединений оказании содействия для порядка внутри здания культа, то в таковых ходатайствах следует отказать, при чем сотрудники милиции и Угрозыска, выделенные для наблюдения за порядком заходить внутрь здания культа в форме в вооруженном виде не должны, а могут только в частном платье. Начальник АУ СНК Антонов» (НАРБ, ф.Р-248, оп.3, д.50, л.150).
После закрытия в 1940 г. в храме вначале находился склад кинопроката. Затем после переоборудования кладбища под горсад, к алтарю церкви пристроили танцплощадку. Потом планировали создать музей архитектуры, но оставили в бесхозном состоянии.
С лета 1990 года члены православной общины «Спасение» (Балков Ю.К., Вершинин С.В. и другие) совместно с Бурятским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (Жалсараев А.Д.) и Научно-Производственным Центром охраны и использования памятников истории и культуры (Петунова Н.А.) начали ремонтные и реставрационные работы.
Храм передан Русской Православной Церкви постановлением Совета Министров Бурятской АССР за № 6 от 18 января 1988 г. и приказом по Министерству культуры РБ за № 137 от 15 июня 1991 г.
«Первое богослужение было проведено 28 декабря 1991 г., тогда же освятили северный придел Покрова Божией Матери. Первый двухметровый крест установлен на храме в 1992 г. в канун Пасхи. Первый благостный звон девяти колоколов улан-удэнцы услышали 14 сентября 1994 г.» («ПБ», 19 апреля 1995).
СВЯЩЕННИКИ:
ДИМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗУЙКОВ - служил с 1934 г. В 1937 г. арестован за антисоветскую агитацию среди верующих. Скончался в тюрьме до суда.
ИГОРЬ АШОТОВИЧ АРЗУМАНОВ - с 1 декабря 1991 г. клирик, с 15 сентября 1992 г. настоятель, с 29 марта 1994 г. благочинный Бурятского округа, с 28 июля 1996 г. протоиерей, с января 1998 г. переведен в г. Читу (Родился в 1960 г. Рукоположен в 1990 г.).
ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ СМОЛЬНИКОВ - клирик с 16 мая 1994 г. по 23 сентября 1994 г. (Рукоположен в 1994 г.)
ИГОРЬ АЛЬБЕРТОВИЧ ГРУБАСЬ - клирик с 5 декабря 1994 г. по 26 мая 1995 г. и с 1 октября 1999 г. (Родился 22 мая 1966 г. Рукоположен 4 декабря 1994 г.)
ЕВГЕНИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ СЕДУНОВ - клирик с 13 ноября 1995 г. по 1 февраля 1998 г. (Родился в 1970 г. Рукоположен 14 октября 1995 г.)
ЕВГЕНИЙ СЕМЕНОВИЧ КОТЕЛЬНИКОВ - клирик с 1 июня 1997 г. по 1 января 1998 г. (Рукоположен в 1997 г.)
ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ МАТВЕЕВ - благочинный Бурятского округа, настоятель с 1 февраля 1998 г. по 1 марта 2000 г. (Родился 5 ноября 1960 г. Рукоположен 14 мая 1995 г.)
АЛЕКСАНДР ГЕРОЛЬДОВИЧ БАРАШКИН - клирик с 1 января 1998 г. по 15 февраля 1998 г. (Родился 3 марта 1972 г. Рукоположен 4 декабря 1997 г.)
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛИТВИНОВ - клирик с 2 февраля 1998 г. по 8 июня 2000 г. (Родился 10 марта 1974 г. Рукоположен 1 февраля 1998 г.)
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОМИН - клирик с 1 апреля 1998 г. по 1 июня 1998 г. и с 16 февраля 2000 г. (Родился 21 апреля 1975 г. Рукоположен 8 февраля 1998 г.)
ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ СТАРЦЕВ - клирик с 1 июня 1998 г. по 1 июня 1999 г. Настоятель с 13 марта 2000 г. (Родился 7 октября 1962 г. Рукоположен 8 февраля 1998 г.).
ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ АГАФОНОВ - клирик по совместительству с 1 ноября 1998 г., штатный клирик с 1 июня 1999 г. по 15 августа 1999 г. (Родился 19 апреля 1965 г. Рукоположен 12 ноября 1995 г.)
ИЛЬЯ ВЛАДИМИРОВИЧ КИЗАРЕВ - клирик с 1 июня 1999 г. по 1 октября 1999 г. (Родился 20 мая 1971 г. Рукоположен 2 августа 1996 г.)
АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ АНТОНОВ - клирик с 1 октября 1999 г. по 9 декабря 1999 г. (Рукоположен 26 сентября 1999 г.)
ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ СЕМЯКОВ - клирик с 12 июня 2000 г.
ДИАКОНЫ:
ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ШУШАКОВ - служил с 17 августа 1995 г. по 1 февраля 1996 г. и с 6 мая 1996 г. по 14 января 1997 г. (Рукоположен 17 августа 1995 г.)
ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ:
Сергей Валерьевич Вершинин - с 1991 г. по 1998 г.
Олег Владимирович Матвеев - благочинный иерей, с 1998 г.
4. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ БОГОРОДИЦЕ-СКОРБЯЩЕНСКАЯ, тюремная.
Сам тюремный замок возвели в 1877-1885 гг. по проекту Забайкальского областного архитектора Е. фон Штерн-Гвяздовского. Церковь построили в начале ХХ века.
21 июля 1999 г. в следственном изоляторе благочинный Бурятского округа о. Олег Матвеев освятил домовую церковь во имя Казанской Божией Матери («Бурятия», 1999, 29 июля, с.5).
СВЯЩЕННИКИ:
БОРИС КЛИМОВИЧ - служил с 1904 г. по 1920-е гг.
ИОАНН МИХАЙЛОВ ЭТАГОРОВ - (бурят) - служил с января 1907 г. по 24 октября 1907 г., заодно с 7 августа 1907 г. учитель Верхнеудинской Фроловской двухклассной школы.
АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ НИКОЛАЕВСКИЙ - служил с 24 августа 1907 г., был законоучителем Верхнеудинского реального училища.
ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ:
Стефан Попов - псаломщик до 17 июня 1902 г., уволен согласно прошению - «для поправления здоровья».
5. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ.(Находилась по ул. Революции 1905 г.)
Построена в 1876 г. После закрытия в 1930-х гг. использовали под библиотеку.
СВЯЩЕННИКИ:
ПЕТР ГЛЕБОВ МАЛЫШЕВ - служил с 20 сентября 1876 г. по 30 июня 1880 г.
ФЕОДОТ АНДРЕЕВСКИЙ - служил в 1910-х гг.
ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ:
Федот Андриевский - псаломщик в 1910-х гг.
6. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ, железнодорожная.
Построена в 1900-х гг. на железнодорожном вокзале. После закрытия использовали под зал ожидания пассажиров станции до 1937 г. («БМП», 1937, 4 марта, л.2).
СВЯЩЕННИКИ:
БОРИС КЛИМОВИЧ - служил по совместительству с 10 января 1907 г.
ИОАНН МИХАЙЛОВ ЭТАГОРОВ - (бурят) - служил на должности псаломщика с 24 октября 1907 г. по 1 июля 1910 г.
ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ МОДЕСТОВ - служил в 1910-х гг.
АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВ СПЕРАНСКИЙ - служил в 1910-х гг.
ФЕОДОР АНДРИЕВСКИЙ - служил на должности псаломщика с 3 сентября 1910 г. по 14 марта 1912 г.
ДИАКОНЫ:
МИХАИЛ ЛАЗ. ПОПОВ - служил на должности псаломщика с января 1907 г. по 27 сентября 1907 г.
МИХАИЛ ИВАНОВ ОРЛОВ - служил на должности псаломщика с 14 марта 1912 г. по 1913 г. (Впоследствии священник в Читинском округе).
ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ:
Иван Автономов Бурнашевский - дорожный мастер 1 околотка 6 участка Службы пути Забайкальской железной дороги, в 1915 - 1917 гг.
7. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ ВОЗНЕСЕНСКАЯ, кладбищенская, приписная к Верхнеудинской Спасской.
Построена в 1789 г. Перенесена из города в 1809 г. и поставлена на кладбище. По сведениям из «Древней Российской Вивлиофики» за 1791 г. ранее была церковью во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, располагавшуюся непосредственно под горою, вблизи острога (Тиваненко А.В., 1996, с.29).
Церковь деревянная, двухэтажная, с колокольнею, нижний зимний придел освятили в 1811 г., верхний во имя Вознесения Господня в 1816 г. Имеет двойные стены, рубленные из лиственичных бревен. До 1906 г. нижний зимний придел был во имя Архангела Михаила. После постройки заудинской Михаило-Архангельской церкви, нижний придел переименовали в Иоанно-Предтеченский («ЗЕВ», 1907, № 22, с.488).
На основании ст. 36 декрета ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. и постановления ЦИК БМАССР здание храма изъяли и передали Верхнеудинскому горсовету. После закрытия использовали под столовую для рабочих и служащих кожевенного завода, затем под общежитие сотрудников НКВД.
Храм вернули Русской Православной Церкви постановлением Совета Народных Комиссаров Бурят-Монгольской АССР за № 194 от 4 мая 1945 г. (НАРБ, ф.Р-248, оп.14, д.136, л.13). В конце 70-х - начале 80-х гг. был ремонт и тогда сняли второй этаж и поставили с южной стороны. Главный придел во имя Вознесения Господня, южный - во имя Святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца.
СВЯЩЕННИКИ:
ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ РОМАНОВ - протоиерей, настоятель с марта 1978 г. до ноября 1983 г. (Родился в 1946 г. в пос. Тельма Иркутской области. Окончил заочно Загорскую Духовную академию). (НАРБ, ф.Р-1857, оп.1, л.119).
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ РАЧОК - служил с 21 апреля 1980 г. (Родился в 1958 г. в с. Сокарница Хутского района Закарпатской области). (НАРБ, ф.Р-1857, оп.1, л.119).
Архимандрит МАРТИРИЙ (в миру Виталий Никитович ТУРЧЕВСКИЙ) - настоятель с 1 ноября 1983 г. Указом архиепископа Иркутской и Хабаровской епархии с 15 декабря 1984 г. назначен благочинным церквей второго Иркутского округа - городов Улан-Удэ, Читы и Якутска (Родился в 1937 г. в с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области в семье рабочего, русский. В 1967 - 1970 гг. учился в Одесской Духовной семинарии, в 1970 - 1974 гг. в Ленинградской Духовной академии. Имел ученую степень кандидата богословия. В 1971 г. пострижен в монашество под именем МАРТИРИЯ. Служил настоятелем в г. Уссурийске, в пос. Листвянка Иркутской области и в храмах г. Иркутска).
НИКОЛАЙ ЛЕОНИДОВИЧ ГЛАЗУНОВ - служил с мая 1983 г. (Уроженец г. Улан-Удэ, родился в 1957 г., русский, из семьи рабочего. С 1978 г. чтец. Заочно окончил Московскую Духовную семинарию).
ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ КОРНИЛЬЦЕВ - служил с ноября 1983 г. по 1985 г. (Родился 22 января 1956 г. в с. Боргой Джидинского района. Окончил в 1979 г. историко-филологический факультет БГПИ по специальности учитель истории. Служил в СА с 1979 г. по 1981 г. Работал научным сотрудником в Этнографическом музее народов Забайкалья. С 1982 г. диакон Свято-Вознесенского храма. С ноября 1983 г. иерей. В 1985 г. получил приход в с. Шатовка Курской области. В 1986 г. окончил заочно Загорскую Духовную семинарию. В 1990 г. поступил заочно в Ленинградскую Духовную академию. 26 июня 1990 г. в результате пожара, вспыхнувшего в частном доме г. Курска, спасая свои серебряный крест и рясу, получил смертельные ожоги. 30 июня 1990 г. Преосвященный ЮВЕНАЛИЙ, епископ Курский и Белгородский указал место захоронения в 30 минутах езды от г. Курска в с. Свобода Курской области (ранее был мужской монастырь), где и покоится его тело - по сведениям Корнильцевой Т. С.).
ИГОРЬ АШОТОВИЧ АРЗУМАНОВ - клирик с 1990 г. по 1 декабря 1991 г.
ГЕННАДИЙ СЕРГЕЕВИЧ КОМАРОВ - клирик с 26 мая 1995 г. С 1 февраля 1998 г. настоятель по 9 июня 2000 г. (Родился 14 мая 1946 г. Рукоположен в июне 1991 г.)
АЛЕКСАНДР СТАНИСЛАВОВИЧ ЖЕРНАКОВ - клирик с 25 мая 1995 г. по 31 июля 1996 г. и с 1 апреля 1998 г. по 8 мая 2000 г. (Родился 28 марта 1955 г. Рукоположен 25 мая 1995 г.).
ИГОРЬ ВИЛОРДОВИЧ КОРНАТОВСКИЙ - клирик с 23 января 1996 г. по август 1996 г. и с 16 июля 1998 г. (Родился 30 сентября 1961 г. Рукоположен 21 января 1996 г.)
ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ КОНОПЛЕВ - клирик с 27 сентября 1996 г. по ноябрь 1996 г. (Рукоположен 27 сентября 1996 г.)
АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛЕОНТЬЕВ - клирик с 16 сентября 1997 г. по 1 февраля 1998 г. (Родился в 1969 г. Рукоположен 14 июля 1997 г.)
ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ СТАРЦЕВ - клирик с 1 апреля 1998 г. по 1 июня 1998 г.
ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ПЕРЕПИЧКА - настоятель с 8 июня 2000 г.
ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ:
Татьяна Андреевна Сергеева - с 1994 г. по 1999 г.
8. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ, подворье Посольского женского монастыря.
В 1904 г. на средства бывшего казака, а затем золотопромышленника Титова Михаила Григорьевича за р. Удой начата постройка приписного к Верхнеудинской Спасской храма. Освящена 26 сентября 1906 г. «На освящение был приглашен Преосвященнейший Епископ Мефодий. Св. антиминс для новаго храма был привезен; св. же мощей под престол не было привезено. Тогда у Владыки было испрошено разрешение взять св. мощи из антиминса стараго Михаило-архангельскаго придела Вознесенскаго храма. Преосвященный понятно, дал на это свое благословение. Таким образом, из стараго антиминса св. мощи были переложены под престол новаго храма, а самый антиминс и по сие время с честью хранится в ризнице новаго храма» («ЗЕВ», 1907, № 22, с.489).
Общая площадь участка земли составляла 1662,5 квадратных метра. Само здание церкви было деревянное, одноэтажное, обшитое снаружи тесом, на каменном фундаменте, крыша железная, имело три выходных крыльца, 26 окон с железными решетками, внутри стены оштукатурены. Одна внутренняя лестница и хор. Печей голландских две шт. и одна утромаровская печь. Площадь церкви 284,9 кв.м. При церкви имелись три дома, амбар, колодец и небольшая мастерская по изготовлению восковых свеч.
«Указом Святейшаго Правительствующаго Синода, от 1 мая 1913 года за № 6958, согласно ходатайства бывшаго Преосвященнаго Забайкальскаго Мефодия, от 4 января 1913 года за № 42, Забайкальскому Епархиальному Начальству разрешено открыть при новоустроенной в станице Заудинской церкви подворья Посольскаго женскаго монастыря» («ЗЕВ», 1913, № 16, с.84). Водворение монахинь Посольского монастыря произошло еще в конце 1912 г.
В 1931 г. проживало 25 монахинь в возрасте от 31 до 71 года. При подворье имелось общество верующих - 120 членов, церковно-приходской совет - 15 членов и служителей культа - 4 человека.
Закрыта постановлением ЦИК БМАССР от 2 марта 1931 г. «...Постановили: Вследствии: а ) требования населения г. Верхнеудинска, Зауды, Вознесенского, Никольского и Талец, а также части верующих (всего 993 чел.) о закрытии здания Михайло-Архангельского храма, находящегося в с. Зауда в пользовании по договору у Троицкого общества верующих и передачи означенного храма под клуб; б ) слабой посещаемости означенного храма верующими и нахождения этого здания храма в пользовании незначительной части общества верующих; в ) отсутствие соответствующего помещения для обслуживания культурных нужд трудящихся масс вышеназванных селений и культурной отсталости их. На основании ст. 36 декрета ВЦИК и СНК от 8 апреля 29 года - сборник бюллетеней НКВД РСФСР № 37 - 29 года, договор, заключенный с Троицким обществом верующих от 30 июня 1925 года на Михайло-Архангельское здание храма - расторгнуть, здание храма изъять из пользования Михайло-Архангельского общества верующих, ликвидировать и передать Верхнеудинскому Горсовету. Председатель Доржиев, Секретарь Гераскин, Зав. общ. отд. Никитин» (НАРБ, ф. Р-248, оп.3, д.121, л.5, 27-31; д.50, л.14).
После закрытия использовали как клуб и трудовую школу. В настоящее время Республиканский центр народного творчества Министерства культуры РБ.
15 сентября 1997 г. создан православный приход. 27 апреля 1999 г. постановлением № 172 Администрации города прилегающий участок земли передан в ведение прихожан.
В день памяти убиения семьи последнего российского императора Николая II, 17 июля 1999 г. состоялось освящение и водружение креста на месте строительства храма-часовни во имя новомучеников и исповедников российских («Бурятия», 1999, 29 июля, с.5).
МОНАХИНИ:
ФОТИНИЯ (Музыкова) - настоятельница с 1914 г. по 1920-е гг. «Допущенная к временному исполнению обязанностей настоятельницы Забайкальскаго Спасо-Преображенскаго монастыря, бывшая монахиня Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Фотиния, указом Св. Правительствующего Синода, от 1 октября 1916 г. за № 13122, последовавшим вследствие представления Его Преосвященства, от 1 августа 1916 г. за № 7984, назначена настоятельницей Посольскаго Спасо-Преображенскаго монастыря» («ЗЕВ», 1916, № 22, с.774).
АМВРОСИЯ (Троицкая) - схимонахиня
АНГЕЛА - монахиня
ЕФРОСИНЬЯ - монахиня
СВЯЩЕННИКИ:
ИННОКЕНТИЙ МИХАЙЛОВ УСПЕНСКИЙ - служил с 24 июня 1914 г.
АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВ СПЕРАНСКИЙ - служил в 1920-х гг.
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛИТВИНОВ - по совместительству настоятель прихода с 5 июня 1999 г.
ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ:
Горбунов - в 1920-х гг.
Туяна Бадмацыреновна Аюрова - с 15 сентября 1997 г.по 29 августа 1999 г.
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛИТВИНОВ - иерей, с 30 августа 1999 г.
9. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ гарнизонная - 17-го Восточно-Сибирского строительного полка в пос. Нижняя Березовка.
Построена в начале ХХ века. «На Березовке, что около Верхнеудинска, в казармах, где до войны помещались войска, теперь живет несколько тысяч пленных немцев и австрийцев. Последние весьма охотно ходят в праздничные дни к богослужениям в наш православный местный храм, молятся в нем и восхищаются нашим богослужением» («ЗЕВ», 1914, № 22, с.925).
Храм разобран в 1930-х гг.
10. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ домовая реального училища.
Первое гражданское каменное здание, построено купцом Андреяном Титовым в 1795 г. В 1905 г. верхнеудинский мещанин Петр Аввакумович Фролов пожертвовал здание, стоимостью более 50000 руб., под открытие в нем реального училища («ЗЕВ», 1907, № 4, с.11).
В настоящее время детский сад «Колобок» на углу улиц Куйбышева и Ленина.
11. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ домовая при лазарете Красного Креста.
Здание лазарета построено в 1903 г. Ныне городская детская больница № 2 по ул. Модогоева, д. 1.
12. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ домовая во имя СВЯТИТЕЛЯ ИРКУТСКОГО ИННОКЕНТИЯ при Фроловской второклассной учительской школе.
Находилась за р. Удой, в районе улиц Бабушкина и Трубачеева. «Дело об открытии второклассной школы в Верхнеудинске началось в 1895 году. Председатель Отделения Совета священник Константин Корнаков ходатайствовал перед Верхнеудинским городским управлением об отводе участка земли под второклассную школу и о денежной субсидии на эту школу. В ходатайстве своем о.Корнаков указывал между прочим и на то, что ученики предполагаемой школы «будут заниматься ремеслами, кто к чему будет способен; также станут учиться разумному ведению сельскаго хозяйства и хлебопашества». Городская Дума дала место для школы за рекой Удой вблизи Удинскаго перевоза мерой 55х15 (825) кв. сажень, а в 1900 году Училищный Совет при Св. Синоде прислал план и смету на двухэтажное полукаменное главное здание, баню и амбар и ассигновал в дополнение к местным средствам (10000 руб.) из сумм Синодальнаго Училищнаго Совета 15000 рублей. Пред учреждением школы было пожертвовано на нее Верхнеудинским личным гражданином Иоакинфом Петровичем Фроловым 28000 руб. В 1904 г. постройка была кончена и с 1904/5 учебнаго года открыты занятия. В 1906 году учащихся было уже 31 человек (мл. отд. 10 учен., в средн.отд. - 8 и в старш.отд. - 13 воспитанников), а в 1907 году уже сделан первый выпуск 7 учителей школы грамоты» («ЗЕВ», 1907, № 20, с.435).
«14-го сего ноября при служении многих городских священников о. Епархиальным наблюдателем при школе, протоиереем Анатолием Поповым, - была освящена домовая церковь во имя Святителя Иркутского Иннокентия. На освящение собралось много богомольцев из города. После молебна о. Завед. школой благодарил присутствующих за принесенные пожертвования (кто напр. принес ковер, кто цветы, кто лампадки, кто покровы на жертвенник и т.д.) и за соучастие в молитвах и просил не забывать вновь освященного храма и вперед. Церковь, по общим отзывам, производит очень приятное впечатление. На устройство ее поступили пожертвования: 1) от попечительницы школы Е.П.Сердюковой 100 р., 2) от частных лиц до 70 руб., 3) от Забайк. Епар. Уч. Совета ассигновано 150 руб., 4) от Верхнеудинского Отделения Уч.Совета 50 р., и 5) от общеепарх. съезда духовенства - утвари на 50 р. Многое из церковной утвари взято временно из приходской Спасской церкви, напр. Сосуд, Евангелие напрестольное, Паникадило и т.д. Преосвященнейшим Епископом Иоанном, по инициативе которого и устроена церковь, пожертвована изящная аналойная икона Свят. Иннокентия, освященная на св. мощах Святителя. Заведующий школою, священник Ф. Титов» («ЗЕВ», 1914, № 1, с.25-26).
13. УЛАН-УДЭНСКИЙ СВЯТО-ИЛЬИНСКИЙ ПРИХОД в пос. Загорск.
Приход зарегистрирован 30 августа 1995 г.
СВЯЩЕННИКИ:
АЛЕКСАНДР СТАНИСЛАВОВИЧ ЖЕРНАКОВ - настоятель с 31 июля 1996 г. по 1 апреля 1998 г. (Родился 28 марта 1955 г. Рукоположен 25 мая 1995 г.).
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОМИН - настоятель с 1 июня 1998 г. по 1 июня 1999 г. (Родился 21 апреля 1975 г. Рукоположен 8 февраля 1998 г.).
14. УЛАН-УДЭНСКИЙ СВЯТО-ГЕОРГИЕВСКИЙ ПРИХОД на ст. Дивизионная.
Приход зарегистрирован 5 декабря 1995 г.
СВЯЩЕННИКИ:
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛИТВИНОВ - по совместительству.
15. УЛАН-УДЭНСКИЙ СВЯТО-ГЕОРГИЕВСКИЙ ПРИХОД в пос. Сосновый Бор.
Приход зарегистрирован 14 июля 1997 г.
СВЯЩЕННИКИ:
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОМИН - по совместительству.
ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ:
Галина Аполлоновна Ташкина - с 1997 г.
ЧАСОВНИ:
1. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ во имя СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ, ИРКУТСКОГО ЧУДОТВОРЦА.
Находилась на Гостинодворской площади (Ныне площадь Революции). Строитель - кяхтинский купец 1-ой гильдии Яков Андреевич Немчинов. Построена в 1871 г. для «поддержания в средствах существования» Тугнуйского миссионерского стана в Мухоршибирском районе. В советское время снесена.
После неоднократных обращений в администрацию города, в конце апреля 1999 г. было дано разрешение на воссоздание копии прежней часовни. 20 сентября 1999 г. на месте часовни установлен крест.
2. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ во имя ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА.
Находилась на кладбище для арестантов, напротив здания военной пожарной команды. Ныне ул. Сухэ-Батора, между школой № 2 и общежитием БГУ.
3. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ во имя иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ (В районе Стрелки у речки Березовка).
Поставлена на месте кончины иеромонаха АРСЕНИЯ (см. материалы по Троицкой церкви). В девятую пятницу по Пасхе (29 мая по ст. ст. в день иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных») проводился крестный ход, а затем начинались народные гуляния.
Верхнеудинский краевед Н. Н. Бурлаков в своей поэме написал:
«А вблизи часовня И поют молебен:
В четырех столбах, Дать земле дождя,
И столбы из камня, Миру-мир, о хлебе,
И крыльцо в плитах. Людям в чем нужда.
Здесь народа сборы Теплое моленье,
Раз бывают в год: Отдых суеты...
Спаса и Собора В коленпреклоненьи
Вместе Крестный ход. Шляпок вид, цветы.
Праздник здесь Девятой Сотня экипажей
Пятницы всегда, Ждут у городьбы.
Кто за ходом тягой, Иноверцы даже
Кто конем сюда. Видны средь толпы.
(Бурлаков Н. Н., 1996, с.101-102).
4. УЛАН-УДЭНСКАЯ полковая во имя Георгия Победоносца.
Находится на улице Мокрова на территории воинской части. Построена в 1999 году. Строители - полковник Арефьев Владимир Ильич, солдаты - Руслан Соловьев, Николай Марков, Константин Касаткин. Руководитель - церковный староста из Усть-Баргузина Анатолий Николаевич Шадрин. Освящена 27 сентября 1999 г. благочинным иереем о. Олегом Матвеевым по благословению епископа Читинского и Забайкальского Иннокентия («Бурятия», 1999, 14 октября, с. 5).